Главная страница


  
Консультация специалиста
Библиотека
Фотогалерея
Download
Дело Астрологии
Расклады Таро
Школа для дебютантов
FAQ
Архив

Прогнозы
Форум
Проверь себя
Тема месяца
ЦДЖП
Календарь
Информация к размышлению
Links
Доска объявлений


Астрология старая и Астрология настоящая

Борис Израитель




«Ищите умные мысли не в книгах, а у себя в головах»
(афоризм 16 века)

Как-то незаметно за последние 10-15 лет увлечение астрологической Традицией (1) из невинного любопытства группы специалистов («а вдруг отыщется нечто сенсационное в антикварных манускриптах?») (2) превратилось во всесильную моду. Если так дело пойдет дальше, то скоро любая нелепица астрологического содержания будет вызывать благоговение лишь на том основании, что с момента ее опубликования прошло достаточное количество столетий.

Эта работа – попытка хоть отчасти восстановить баланс «нового» и «старого» в астрологии, а также слегка «отрезвить» и вернуть в лоно Творчества тех, кого можно назвать «традиционщиками».

К счастью, у нас – условно говоря «модернистов» - с последователями древних пока еще довольно много общего. В частности, мы также неудовлетворенны современным состоянием Астрологии. Мы признаем, что астрология находится в кризисе.

Наши разногласия касаются того, Что является причиной кризиса и как из этого кризиса выходить.

«Традиционщики» считают, что основная причина кризиса - в отрыве от корней, в утере Астрологией бОльшей части идейно- технического арсенала, в забвении знаний, которыми владели древние,. Соответственно преодолеть кризис можно, вернувшись к Истокам.

Мы же полагаем, что кризис вызван несоответствием между устаревшим мировоззренческим и техническим аппаратом астрологии и быстро меняющейся жизнью. Следовательно, искать выход нужно в освобождении астрологии от устаревших положений, в осмыслении характера происходящих в Мире изменений и в поиске инструментов адекватных Новому Миру.

В биологии есть такой термин «регрессивная адаптация». Это когда животное в период кризиса вместо того, чтобы развивать новые приспособления к изменившейся обстановке, теряет уже имеющиеся возможности, переходит к более примитивному существованию. К примеру, крот вместо того, чтобы обзавестись более сильными челюстями, быстрыми ногами и острым зрением, утратил многое из того, что имел и занял нишу, где, видимо, конкуренция гораздо слабее.

Нечто похожее вероятно происходит со многими астрологами в период нынешнего кризиса. Психологически это понятно, отступить на старые позиции, на позиции, которые кажутся проверенными и надежными; вернуться на территорию, защищенную авторитетом старых мастеров, тех легендарных исполинов, к голосу которых когда-то прислушивались владыки Мира (3).

Может показаться, что в основе разногласий лежит противоречие между ретроградным, догматическим подходом со стороны «традиционщиков» и творческим, инновационным отношением к знанию со стороны «модернистов».

В определенной степени это верно, но есть и гораздо более глубокие причины.

Одна из самых, на мой взгляд , фундаментальных причин состоит в непонимании многими «традиционщиками» истинной сущности астрологии, по крайней мере, Астрологии с большой буквы.

Когда « модернисты» говорят об истинной сущности астрологии, то имеют в виду что:
  1. Астрология в сущности представляет собой символический язык
  2. Астрология, как практическое искусство, всегда является продуктом определенной культуры и определенного Времени (фазы развития общества и человека)
  3. Язык астрологии находится в постоянном развитии. Это живой организм, а не застывшая догма
Поскольку мы апеллируем в основном к традиционно настроенным коллегам, заметим, что подобное понимание астрологии не есть «выдумка–модерн», его можно встретить у таких умов прошлого, как Фичино, Парацельс, Кеплер, М.Э.Джонс и др.

Астрология как символический язык гораздо ближе к математике, чем к истории или психологии. В своей книге «Астрология личности» (1936) выдающийся реформатор астрологии Дэйн Рэдъяр (Dane Rudhyar) (4) отмечал, что астрология, как и математика формальна и условна, а «истинную ценность обретает только по отношению к актуальному живому опыту, организации которого и способствует».

Отсюда следует, что практика Астрологии крайне чувствительна к контексту. Оставаться эффективной Астрология может только в том случае, если «на входе» получает актуальный живой опыт. Никакого заранее известного, тем более раз и навсегда закрепленного, наполнения астрологический символ иметь не может. Наполняется символ субстанцией, культурно и хронологически обусловленной, отражающей непрерывный процесс развития и трансформации земной жизни.

Если говорить по-простому - старые толкования неприменимы к новой жизни. Изменился контекст – должны поменяться интерпретации. Прямой перенос старых приемов, подходов в современную жизнь приводит в лучшем случае к недоразумениям.

Обычно в ответ на это из уст традиционно настроенных коллег мы слышим рассуждения о том, что Мир изменился НЕ принципиально, что человек по-прежнему, как и тысячу лет назад, хочет кушать, спать, размножаться, хорошо зарабатывать и долго жить на средиземноморской вилле.

Что тут сказать? Наверное, для традиционно ориентированных людей принципиально именно много спать, сладко кушать и быстро размножаться...

Со своей стороны мы можем встать на формальные позиции и напомнить им Основной постулат Астрологии, который в вольном переводе звучит так: «То, что внизу подобно тому, что наверху, и наоборот». Т.о. согласно этому постулату любые изменения на Небе означают перемены на Земле.

С тем фактом, что количество небесных тел в одной только Солнечной системе выросло на несколько порядков за последние 250 лет, поспорить уже трудно.

Наше Небо кардинально изменилось по сравнению с тем, что было даже в Средние века. Новые планеты + тысячи астероидов, планетоидов, комет, не говоря уж об искусственных спутниках Земли. Все это отражает неимоверное усложнение земной жизни.

Другое дело, что чисто технически обработать всю совокупность новых факторов карты не представляется возможным. (5) Однако просто отмахиваться от новых тел на Небе, делая вид, что их не существует, конечно, неправильно. Такая страусиная политика лишь усугубляет кризис астрологии.

Надо ясно отдавать себе отчет в том, что эта перенаселенность небосвода есть отражение реалий земного существования. Жизнь человека стала другой. Темп, интенсивность, разнообразие даже внешних по отношению к человеку процессов намного превосходит то, что было 100 лет назад, а уж тем более во времена Птолемея.

А раз изменилась жизнь на Земле, должна измениться и Астрология!

Попробуем продемонстрировать, что Астрология меняется, причем довольно быстро и основательно.

Изменения, которые происходят с Астрологией, затрагивают все 3 ее уровня.
  1. Сам язык символов
  2. Набор правил преобразования символов, технический арсенал
  3. Собственно толкования
По пункту один, по-моему, все достаточно ясно: появление новых объектов на небосводе заставляет включать в символический язык астрологии новые слова. Только совсем уж одиозные астрологи делают вид, что в Солнечной системе ничего не поменялось.

По пункту два ситуация неоднозначная. Много интересного с точки зрения технических приемов содержится в работах астрологов далекого прошлого. Главная трудность состоит в адекватной оценке эффективности старых и новых технических приемов (6). Также не просто отличить новое, от хорошо забытого старого. Тем не менее, если ориентироваться на результаты знаменитого проекта «Хиндсайт», определенные выводы сделать можно.

В одном из интервью идейный вдохновитель проекта Р.Хэнд (R.Hand) заявил: «Самое важное, что было открыто нами и что делает все современные интерпретации несостоятельными это теория сект («секта»). Главное в «секте» это то, что она восстанавливает в правах «мужское» и «женское»… Из 7 классических планет 3 с половиной – дневные («мужские»), и 3 с половиной – ночные («женские»). Вот полный список. Солнце, утренний Меркурий, Юпитер и Сатурн – дневные. Луна, Венера, вечерний Меркурий и Марс – ночные…»

Итак, Марс – чуть ли не женская планета (!?)

Хэнд чувствует некоторую неловкость и старается ее сгладить: «Да, как ни странно это звучит для нас, древние считали Марс ночной планетой, так как ему отдавали управление царством мертвых…Теперь этим заведует Плутон. Марс был не столько Аресом древних греков, сколько Негралом вавилонян…»

Т.е. надо понимать техника почтенного возраста – древнее древних греков…

Далее в материале следует единственный конкретный пример, демонстрирующий полезность и эффективность «секты» - карта самого Хэнда (7), точнее «злой Сатурн» в этой карте (Сатурн – дневная планета. Расположенный по-ночному, в ночной карте он – не в своей секте). «Если бы Сатурн был в своей секте, - говорит Хэнд, - его воздействие не было таким тягостным»

Посмотрим на Сатурн Хэнда современным взглядом – он стоит в 12 доме, управляет 8 и делает оппозицию к Солнцу в 6 дом. Тягостность воздействия более чем налицо. Секта абсолютно ничего не добавляет.

Предположим, что Хэнд не удосужился найти более яркий пример действия секты.

Предоставим слово Джозефу Крэйну (Joseph Crane) – популяризатору находок проекта «Хиндсайт». В статье, посвященной сектам, Крэйн рассматривает гороскоп Президента США Клинтона. В качестве примера планеты, которая полностью находится в своей секте, анализируется Сатурн Клинтона.

Сатурн – дневная планета; расположенный по-дневному в дневной карте и дневном знаке (Лев), Сатурн Клинтона олицетворяет собой точное попадание в свою секту.

Что же дало Клинтону такое положение Сатурна?

Ведь он один из двух Президентов США за последние 150 лет ( второй – Г.Труман), кто может похвастаться таким Сатурном ( планета полностью в своей секте).

Комментарий Дж.Крэйна: «Хорошо известная непоследовательность (!?) Клинтона и трудности с концентрацией (Сатурн в заточении во Льве) компенсируются упорством и тщательной работой над своими ошибками (Сатурн в своей секте)»

Ну скомпенсировалось и хорошо…

Конечно, два не совсем удачных (а лучше сказать совсем неудачных) примера даже в устах авторитетов не могут служить основанием для вынесения приговора методу.

Пришлось проштудировать большой массив карт, в том числе карт известных людей.

В частности пристальное внимание уделялось картам, в которых по меркам «нормальной» астрологии определенные планеты были недостаточно сильны, чтобы объяснить исчерпывающим образом успешную реализацию человека в соответствующей области.

Появись у таких планет дополнительные достоинства в свете теории сект, и мы имели бы все основания вышеназванную теорию взять на вооружение.

Например, у педагога Марии Монтессори, общественного деятеля Индиры Ганди и писательницы Сельмы Лагерлеф Юпитер в Близнецах. Если бы выяснилось, что он в своей секте, это было бы несомненным доводом в пользу теории сект.

Юпитер дневная планета, но, увы, во всех случаях он расположен по-ночному в ночных же картах.

Тоже самое происходит, скажем, с Венерами Мерилин Монро, Бриджит Бардо и Софи Лорен. У всех троих Венера в местах своей слабости (падении и заточении) и, будучи ночной планетой, расположена по-дневному в дневных картах.

Мы приходим к заключению - теория сект вряд ли способна обогатить арсенал современного астролога. Что в состоянии сделать теория сект, так это внести дополнительный хаос и сумятицу в относительно ясные современные методы оценки силы планет (8).

К примеру, Венера в Весах в 7доме при Солнце в Весах в том же доме оказывается полностью не в своей секте – т.е. очень слабой (?!).

В то же время Венера в Скорпионе в 8 доме при Солнце в Деве в 6 доме – целиком и полностью в своей секте- т.е. очень сильная (?!)

Вывод: теория сект, видимо, устарела. Не исключено, что она была эффективной в эпоху, когда суточный цикл влиял на жизнь людей гораздо сильнее, чем сейчас. С наступлением эры электричества суточная активность человека гораздо меньше зависит от положения Солнца относительно горизонта.

Думаю, не будет большой ошибкой предположить, что проблема регистрации точного времени, и особенно времени рождения стояла очень остро в средние века и в более раннюю эпоху. Трудности с определением времени рождения наложили свой отпечаток на старые техники. Внимательно приглядевшись, мы увидим – почти все техники прошлого направлены на то, чтобы максимально нивелировать неопределенность со временем рождения человека. Они стараются извлечь максимум возможного из того, что более или менее надежно рассчитано.

Отсюда такое преувеличенное внимание к детальному рассмотрению Зодиака и относительное равнодушие к кругу домов. Отсюда же внимание к лунным стоянкам и порядковым номерам дней лунно-солнечного цикла. По этой же причине была так популярна теория хронократоров (time lords). Эта техника подразумевает, что определенный отрезок жизни человека находится под управлением определенной планеты.

Кстати, у этих подходов есть еще одна общая черта - недостаточная разрешающая способность в отношении отдельной индивидуальности. Они смещены в сторону, если можно так сказать, коллективно-группового анализа. И это вполне нормально для доиндустриальной цивилизации. Личностей в нашем понимании тогда было не так много.

Цепляться за эти техники сейчас – в 21 веке – когда регистрация времени и вычислительные мощности перешли на качественно иной уровень, по меньшей мере, странно.

Переходим к третьему пункту, т.е. непосредственно толкованиям. Здесь у меня есть доказательства практического характера, ясно указывающие на то, что:
  1. традиционные интерпретации устарели, больше не соответствуют новым условиям жизни людей и механический, бездумный перенос старых интерпретаций в новую обстановку ведет к грубым ошибкам.
  2. изменения толкований может происходить в течение довольно короткого периода времени (20 - 25 лет)
Возьмем несколько привычных вещей из нашего повседневного обихода и проанализируем их астрологическую сигнификацию:

1) Автомобили

Какой дом карты рождения отвечает за автомобиль?

Во времена Птолемея и Лилли автомобилей не было. Были повозки. Повозки, телеги, колесницы – 3 дом. Традиционно и вполне логично мы относим машины к 3 дому – транспортное средство.

Однако в последнее время можно наблюдать, как автомобиль все чаще становится атрибутом 4 дома. Особенно машины экстра класса. Это ясно видно из реальной практики.

На моих глазах в последние 25 лет сигнификатором автомобиля все чаще становится 4 дом.

Давайте подумаем почему? Остается ли дорогой автомобиль транспортным средством? Да, остается. Является ли функция транспортировки основной. НЕ всегда.

Например, бронированный Мерседес с искусственным микроклиматом, квадрофонией, телевидением, компьютером, комфортными креслами и т.д. выполняет функции защиты, отдыха и жизнеобеспечения (к тому же большую часть времени стоит в пробках), а это уже 4 дом. Таким образом, теперь мы не должны бездумно относить автомобиль к 3 дому.

Сначала мы должны выяснить марку автомобиля, его цвет, условия его эксплуатации и уж потом относить… к 4 дому, а может и к 5 дому!

Представим, что человек всю неделю трудится у себя дома в удаленном офисе, а в выходные на своем оранжевом джипе гоняет по прерии. Это его игрушка. Он так отдыхает. В его езде нет ничего рационального, он разряжается эмоционально. Или машина выполняет только представительскую функцию. В этом случае машина уже 5 дом.

Но и это не всё! Машина может относиться к 9 и 8 дому!

2) Домашние животные.

Какой это дом натальной карты?

По традиции домашние животные относят к 6 дому. Это существа, которые вписывались в хозяйственно-экономическую структуру человека (что-то вроде слуг)

Теперь они все чаще 5 дом (что-то вроде детей). Декоративные домашние животные, никак не занятые в домашней экономике относятся к 5 дому.

Молодые здоровые красивые домашние питомцы – 5дом. Млекопитающие и птицы в отсутствие маленьких детей в семье – 5 дом. Вот если кот ловит мышей, а пес сторожит квартиру, тогда они идут по 6 дому. Если с домашнего животного столько шерсти, что можно связать свитеры на всю семью, или оно дает столько породистого потомства, что деньги, вырученные от продажи щенков, кормят семью – это 6 дом

Одинокий человек живет с собакой, она может идти даже по 7 дому. Если домашнее животное большое, старое, больное - оно может идти по 12 дому. Если оно слушается только Вашего партнера, а гулять рано утром приходится Вам – тоже 12 дом

3) Зарубежные Путешествия

Путешествие, как инструмент расширения культурного кругозора, безусловно, атрибут 9 дома.

Для того чтобы отнести перемещение к 9 дому одного пересечения государственной границы и большого расстояния оказывается недостаточно. Необходимо учитывать еще несколько факторов, в частности регулярность и степень изменения обстановки в пункте назначения по сравнению с пунктом отбытия.

У меня был клиент, который работал в Берлине, а жил в Париже. Его еженедельные поездки из Берлина в Париж и обратно относились к 3 дому

В виде казуса вспоминаю случай, когда один астролог настаивал, ссылаясь на В.Лилли, что только заморские путешествия идут по 9 дому, а все перемещения внутри «страны» относятся к 3 дому. Стоило большого труда убедить человека, что Лилли никогда такое не написал бы, живи он в России.

Теперь представим, что человек, до этого никогда не пользовавшийся самолетами, совершил перелет из Лондона в Сидней. При этом попал из зимы в лето, из ночи в день, провел в воздухе 14 часов, пережил несколько турбулентностей.

Культурно он обогатился? Маловероятно. Пережил ли он стресс в связи с угрозой жизни? Да. Какой опыт он получил? Опыт 8 дома, конечно. Следовательно, зарубежная поездка (дальний перелет) может относиться и к 8 дому.

Новые трактовки старых домов. Восьмой дом

Раз уж мы упомянули 8 дом, нельзя не отметить, что 8 дом, играющий без сомнения очень важную роль в современной культуре, трактуется крайне негативно, можно сказать деструктивно, старыми мастерами.

Это ничуть не смущает их современных последователей. Уже на пороге 21 века английский астролог традиционного направления Дебора Хоулдинг (Deborah Houlding) пишет:

«В нашем стремлении избегать всего негативного, что связано с (традиционными) астрологическими терминами «вредоносный», «несчастливый», «пораженный» мы часто извращаем настоящую природу домов карты. Мы стараемся всюду увидеть возможность конструктивной, творческой, позитивной интерпретации. Однако 8 дом остается домом смерти, потерь и горя, несмотря на все наши усилия наделить его удобоваримыми свойствами вроде «личностной трансформации».

Очень многое толкуется мрачновато средневековыми и более ранними авторами. Но и тут 8 дом стоит особняком. Полюбуйтесь на такой образчик толкования 8 дома (Фирмикус Матернус, 4 век н.э.):

« Если 8 дом с Солнцем и Меркурием попадает на женский знак, а Луна и Сатурн находятся в термах друг друга, рожденный будет дегенератом, хотя грехи его будут скрыты. Однако, если Луна стоит в первых градусах Рыб, Козерога или Льва, натив погрязнет во всех мыслимых и немыслимых грехах».

Что ж действительно не заметно ни малейших усилий наделить 8 дом «удобоваримыми свойствами». Но самое занимательное дальше:

«Если же 8 дом посчитан точно (!!) и в нем оказались Венера с Сатурном, а Солнце, Юпитер и Луна под горизонтом это без сомнения указывает на полного дегенерата. Правда при Юпитере у Асцендента может родиться проститутка (мужского или женского пола), которой оказывают почести».

Трогательное сочетание безаппеляционности с мизантропией. Такая уверенность в трактовках действительно не лишена своеобразного обаяния.

В своей недавно вышедшей книге Д.Хоулдинг приводит «традиционные» толкования 8 дома, в которых слова «смерть» и «умерший» употреблены в 7 предложениях несколько чаще всех остальных вместе взятых. А самое гуманное и безобидное, что может дать 8 дом это «болезненное мочеиспускание». Действительно грустная картина. Хотя и вполне закономерная, если мы посмотрим на этот дом глазами человека земледельческой цивилизации. Что хорошего может дать дом никак не связанный с плодородием земли, а даже в чем-то противостоящий ему?

Астролог, практикующий в 21 веке, кроме смерти, потерь и горя без особого труда увидит другие атрибуты 8 дома. С развитием финансовой системы, появлением новых технических устройств, достижениями психологии, медицины и биологии и т.д. 8 дом описывает вполне многообещающие вещи.

Далее основные проявления 8 дома сгруппированы по условному стихийному признаку ( т.е. это не трактовки конкретного наложения дома на Зодиак)

8 дом в водной стихии
  1. психологический тренинг
  2. психотерапевтические процедуры (гипноз, холотропное дыхание, первичный крик и т.д.)
  3. астрологическая консультация (профессиональная)
  4. катарсис после театрального спектакля
  5. сильное переживание, вызванное кинофильмом (триллер, фильм катастроф)
  6. неразделенная любовь
  7. первый прием наркотиков
  8. выход из летаргического сна
  9. священный трепет при виде грандиозных явлений природы
8 дом в огненной стихии
  1. выход в открытый космос
  2. прыжок с парашютом
  3. управление самолетом ( вертолетом, дельтапланом, дирижаблем) в первый раз
  4. дальний перелет на самолете в первый раз
  5. езда в автомобиле на высокой скорости (езда ночью в горах)
  6. аттракцион американские горки
  7. погружение в океан с аквалангом
  8. охота на львов
  9. приручение мустангов
  10. физический или химический эксперимент (запуск адронного коллайдера)
  11. открытие своего бизнеса
8 дом в земной стихии
  1. роды
  2. интенсивные очистительные процедуры (баня с парилкой, голодание и пр.)
  3. трансплантация органа
  4. купание в проруби
  5. операция по смене пола
  6. секс (с незнакомым человеком, в общественном месте, самый первый опыт)
  7. спуск в пещеру
  8. сверхусилия в большом спорте (марафонский забег, триатлон и т.д.)
  9. пластическая операция (удаление подкожного жира, пересадка тканей)
  10. клонирование
  11. генетическая коррекция
8 дом в воздушной стихии
  1. участие в приватизации предприятия (акционерный капитал)
  2. совместные инвестиции
  3. игра на бирже
  4. крупное (и неожиданное) перечисление денег на банковский счет
  5. очень крупная покупка
  6. выигрыш очень крупной суммы денег в лотерею
  7. крупный кредит
  8. наследство, приданое (калым)
  9. обнаружение клада
  10. участие в массовых акциях протеста
  11. празднование победы национальной сборной по футболу
  12. хакерство, взламывание (банковских) сайтов
  13. встреча со своим двойником
  14. просмотр фильма со своим участием
И это только «нейтрально-приятные» проявления дома!

Мы разобрали сигнификацию домов. Это почти базовый уровень работы астролога.

Следующий уровень - заключение по поводу возможности реализации определенных событий.

Возьмем, например, такое событие, как эмиграция.

Астрологические предпосылки к эмиграции у жителей бывшего СССР кардинально изменились за последние 20 лет, демонстрируя очевидную социально-культурно-хронологическую обусловленность трактовок.

Чтобы уехать из СССР в 70-х и в начале 80-х, необходимо было иметь одновременную связь первого и четвертого домов с 12, 8 и 9 + нужен был сильный Юпитер или очень сильный управитель 9 дома.

Сейчас порой достаточно одного Юпитера в 4 доме и преобладания мутабельности в карте, чтобы уехать на постоянное место жительства в самую далекую экзотическую страну.

Этот сдвиг в трактовке карты произошел в течение всего лишь 20 лет! Что же тогда говорить об интервалах в 500 и более лет?

Все вышесказанное - результат многолетних наблюдений и анализа реальных карт реальных людей. Есть, однако, соображения спекулятивного характера.

Это гипотезы относительно вероятных сдвигов в астрологических подходах, которые могут оказаться и неверными. Но их стоит проверить.

При анализе возможного развития астрологических подходов в 21 веке нужно, например, учитывать, что в Эпоху Водолея а) центр тяжести нашего существования все больше переносится в виртуальную реальность; б) связи между объектами важнее самих объектов в) в сознании достаточного количества людей Центр Мира находится уже не в центре Земли

***

И все-таки читать старых авторов стоит. Это бесценная пища для ума, но для ума настроенного трезво; иногда даже остро критически. При чтении необходимо иметь в виду следующие вещи.

Трудности перевода.

Инициаторы реанимации старой астрологии на протяжении последних 15 лет много раз говорили об огромных трудностях в переводе. Они сетовали на то, что приходится иметь дело с текстами помногу раз переписанными и редактированными людьми настроенными враждебно к астрологии.

Показателен следующий пассаж. Вопрос корреспондента “Mountain Astrologer” участникам проекта «Хиндсайт»: «Допустим, 500 астрологов подписались на переводы проекта Hindsight. Они каждый месяц получают новые тексты, читают их и …что должно случиться потом?»

Ответ: « Мы надеемся, что у нас появится интенсивная обратная связь.

Наши переводы будут полны вопросов и спекуляций, и мы не можем утверждать, что переводы эти имеют окончательную форму. Мы хотим, чтобы это был живой переводческий проект. Мы говорим: «нам не известно, что этот термин означает, это предложение трудно для понимания и выглядит странно» Такой подход должен подключить к процессу других астрологов…Мы часто используем те же термины и астрологические концепции, но космологическая картина у нас уже совсем другая.

Это приводит к путанице…» (9)

Трудности с расчетами.

Мы сейчас привыкли за несколько секунд получать карту рождения целиком, да еще со всеми сопутствующими таблицами. А когда-то это была весьма трудоемкая процедура. И даже при самом тщательном подходе к расчетам вероятность ошибки была достаточно высока (10). Поэтому во всем, что касается конкретных примеров с расчетами в старых текстах нужно занимать скептическую позицию и лучше всего перепроверять данные. Благо теперь это не занимает много времени.

Медицинская направленность.

Астрология долгие годы преподавалась на медицинских факультетах средневековых университетов. Она, как сейчас говорят, была заточена под медицинскую практику. Причем базовые трактовки идут от медицинских понятий и возможностей 3-5 века нашей эры. Например, широко известен запрет оперировать орган, если транзитная Луна находится в знаке Зодиака, отвечающим за данную часть тела. Это положение, скорее всего, устарело. Оно было связано с проблемами при остановке кровотечения в те далекие времена. Теперь это уже не так актуально.

Фатализм.

Старые тексты пронизаны крайне детерминистским мироощущением. Общий тон писаний фатально-пессимистический. Например, Кардан уже в Афоризме номер два пишет: «Светила распложенные неудачно в углах карты означают самоубийство натива».

Те вещи у старых авторов, которые выглядят безысходными не стоит близко принимать к сердцу. Мы сейчас живем в совсем другом Мире. И этот мир предоставляет нам гораздо больше свободы и возможностей!

Все, кто читает старых авторов в больших количествах, должны помнить слова Р.Шмидта (Robert Schmidt) (США), одного из инициаторов перевода на современные языки и популяризации древних текстов, особенно текстов греческого происхождения:

«Чтобы там не говорили, древние астрологи принадлежат своему времени; мы – современные люди, и мы должны создать современную астрологию.

Не смотря на то, что мы столько времени потратили на древних греков, наше основное стремление было и есть освободиться от бремени Греков. Очень трудно избавиться от Греков в математике, в философии и в астрологии. Греки преследуют нас. Призрак Греков всегда был рядом с нами, осознавали мы это или нет. Греческое мышление, их принципы вмешиваются в наше мышление, мешают нам двигаться вперед.

Причина этого всего – мы не удосужились устроить Грекам приличествующие похороны.

Мы хотим, наконец, понять, как мертвые Греки тянут нас назад, мешая развиваться.

Таким образом, мы не хотим возврата в прошлое. Мы хотим взять древние тексты, разобраться в них, извлечь из них все ценное, что можно извлечь и похоронить их.

Похоронить, чтобы, наконец, избавиться от их влияния.

Может показаться, что это - проявление неуважения к древним.

На самом деле это самое уважительное отношение к прошлому.

Для того чтобы дать Новому возможность состояться, мы обязаны достойно похоронить Старое. И если мы не сделаем это, мы обречем себя на постоянное вмешательство (воздействие) концепций, процедур и образа мышления, которые уже больше не соответствуют нашему времени.

Следовательно, когда мы изучаем древние тексты, наше истинное намерение - избавиться от их влияния!» (11)

Итак, мы постарались, насколько это возможно в рамках статьи, показать, что уклон в ретро-астрологию не только не является панацеей от бед нынешней астрологии, но и тормозит ее развитие (формирование).

Тем не менее, эта мода на традицию, конечно, не случайна – маятник должен качнуться назад, чтобы потом устремиться вперед. Важно, чтобы этот откат не переходил границы разумного, чтобы отжившее не висело слишком долго на ногах, парализуя всякое живое движение.

Хорошо, скажет читатель, критиковать чужое старое всегда легко, а вот создать что-то свое новое гораздо сложнее... Допустим, от старого в астрологии мы избавимся, а как же все-таки нам построить Новую Астрологию?

Это тема отдельной большой работы. Почти 80 лет назад Д.Рэдъяр высказал очень важную мысль, которую можно считать программной с точки зрения перспектив развития астрологии: «…для эмпирических наук, которые имеют дело с ростом, поведением и распадом органических целых, она (астрология) является тем же, чем математика – для физики и для наук о неодушевленных предметах…Астрология и математика сами по себе лишены субстанции, но они вносят связь, логику и порядок в любую субстанциальную реальность, которая с ними соотносится. Так, математика, связанная с физическим экспериментированием, создает современную физику. Подобным образом астрология может быть связана с медициной, геологией, историей, социологией и, прежде всего, - с психологией»

Это было написано, в период предыдущего транзита Урана по Овну

В 2011 году Уран снова входит в Овен…



Примечания:

1. Предварительно мы должны ответить на вопрос:
Что мы понимаем под Традиционной астрологией?
Думаю, не будет большой ошибкой считать, что до 18 века (1781 – открытие Урана) астрология была традиционной. В более узком смысле традиционные подходы – это те подходы, которые стали достоянием астрологической общественности в результате развертывания Проекта «Хиндсайт». Проект стартовал в апреле 1992 года (на соединении Урана и Нептуна в Козероге). В самом начале он носил название ARHAT (Ассоциация по извлечению ценного содержания из старых астрологических текстов)
Подробнее о Проекте можно прочитать здесь:
http://www.projecthindsight.com/geninfo/about.html
По мнению нынешних руководителей Проекта, основной корпус традиционных знаний заключен в следующих трудах:
Firmicus Maternus: The Mathesis. (334 г.н.э. )
Vettius Valens: The Anthology; (160 г.н.э. )
Hephaistio of Thebes: Apotelesmatics. (380 г.н.э. )
Ptolemy: Tetrabiblos (150 г.н.э.)
Было бы, конечно, ошибкой считать, что когда-то существовала цельная непротиворечивая Система знаний под вывеской «Традиционная Астрология». В статье «Проблема Астрологии» (http://cura.free.fr/decem/09schmi2.html ) Роберт Шмидт (Robert Schmidt) отмечает:
«Самое интересное из обнаруженного нами на сегодняшний день – это поразительное расслоение (incredible stratification) астрологической традиции. Она не является однородным целым. Она не обладает тем, что я бы назвал концептуальное единство (conceptual integrity).
Прежде чем пытаться понять астрологическую традицию в соответствии с ее собственными правилами и допущениями, мы обязаны развести различные компоненты».

2. Через полтора года после начала Проекта (1993г) Роберт Шмидт (Robert Schmidt) в интервью журналу “Mountain Astrologer” заявляет:
«Наш переводческий проект не антикварное мероприятие; возродить старый материал не есть самоцель.
Идея заключается в том, чтобы освободиться от прошлого, как следует, поняв его.
Мы не знаем, что за материалы будут обнаружены. Возможно, мы найдем нечто выдающееся (something superior), но также вполне вероятно, что парадигмы, стоящие за древнегреческими подходами более не приложимы к современному миру (the conceptual framework behind Greek thinking is no longer applicable to the modern world)»

3) НЕКРИТИЧНОЕ погружение в архаику, идеализация прошлого, наконец, возвеличивание персонажей седой старины кажется ложным путём даже некоторым традиционно настроенным астрологам современности. Одним из таких специалистов является Джон Фроули (John Frawley). ОН весьма жёстко высмеивает тех, кто слепо идёт назад в поисках чудес: "Имеющим склонность к астрологии до слез приятно благоговейно вглядываться в ту далекую прошедшую эпоху, когда Астрологозаврус Рекс господствовал на земле, делая точные предсказания, от которых все застывали в изумлении. Этого золотого века, по-видимому, никогда не было. Ибо как бы далеко в глубь веков мы не проследили астрологические письменные свидетельства, мы находим нападки скептиков того времени - по большей части из-за того, что не было никогда астролога, который бы все время во всем оказывался прав. Миф о славном прошлом не является современным изобретением. В 17 веке мы обнаруживаем таких астрологов, как Джон Партридж, страстно жаждущих этого золотого века, заявляющих, что современная астрология настолько испорчена, что нам необходимо вернуться к древним, чтобы найти ее чистую форму. Его труд "Opus reformatum" является попыткой "воскресить истинный и древний метод, изложенный великим Птолемеем". Как и с Россетти в мире искусства, желание Партриджа вернуться к своим корням в наименьшей степени является результатом правильного понимания того, чем в действительности являлись те корни..."

4. Подробнее см. www.khaldea.com

5. Самое время напомнить, что одним из главных аргументов в пользу Традиционной астрологии был следующий: на смену сонму непроверенных техник и подходов современности, которые к тому же противоречат друг другу, должна придти ясная, логичная и проверенная веками система.
Мы видим совсем другую картину : к сонму непроверенных техник и подходов современности добавляются столь же мало проверенные и не менее запутанные техники и подходы древности.
К примеру, возьмем теорию жребиев. По словам Р.Хэнда: «В нашем распоряжении очень много жребиев (We have lots of «lots»). Гэдбери в 17 веке дает один самых кратких списков жребиев, но он насчитывает 90 с лишним названий. Аль-Бируни горько пошутил, что число жребиев возрастает ежедневно» Хэнд сетует на избыточное распространение жребиев в Средние века: «Это была методологическая катастрофа сравнимая лишь с увлечением астероидами в наше время, с единственным исключением – последствия той катастрофы более страшны – полный отказ от жребиев. У Греков было менее 20 жребиев»
сли жребии брать от Асцендента и МС и учитывать лишь видимые планеты, то у одного Солнца будет дюжина жребиев. Полезно было бы узнать у древних греков по каким критериям они из потенциально практически бесконечного числа жребиев отобрали около 20. Об этом Хэнд, к сожалению, молчит.

6. Технический Арсенал любого современного профессионала буквально «ломится» от избытка методов.
И вопрос стоит не о развитости технического аппарата, а об его эффективности. Хорошо известно, что большинство древних авторов – компиляторы, сами не практиковавшие астрологию. Следовательно, проверять работоспособность техник они никак не могли.
К тому же тогдашняя точность расчетов делала любые такие проверки весьма условными (см. Например http://www.projecthindsight.com/articles/astronomy.html)
В интервью 97 года Р.Хэнд обращается к астрологам –модернистам: «…если вы чувствуете сильную неудовлетворенность своим техническим арсеналом, то возьмите на заметку следующее: это из Греческой астрологии – различие дневного и ночного рождения. Мы начинаем с двенадцатеричной типологии, а на самом деле первичная типология двоична: дневное и ночное рождение. Это не значит, что по одному этому признаку можно делать заключение о психологических особенностях натива; просто чтение карты будет немного различаться…»
Похоже, наконец, гора родила мышь: итог многолетних изысканий прелестен по своей лаконичности и бесспорности – рождённые ночью немного отличаются от рождённых днем.
В конце интервью мы слышим из уст Хэнда очень важное признание: « Мне хотелось бы снова все расставить на места. Я – историко-ориентированный астролог, имеющий возможность применять некоторые старые техники. Мой основной интерес – сделать старые техники доступными для проверки. В каждый данный момент я держу в голове 5 или 6 взаимоисключающих техник. Будь я практикующий астролог – консультант, это свело бы меня с ума (!?). Я преклоняюсь перед людьми, которые способны из всего многообразия старых и новых техник составить работоспособный арсенал. Таким образом, я – не практикующий астролог в этом смысле слова.
Моя задача предложить астрологам как можно более изобильное меню, а уж астрологи-практики должны решить, что из всего этого они захотят скушать»
Так и хочется спросить: “а от несварения желудка ничего нет?

7. Роберт Хэнд родился 5.12.1942 в 19:30 EWT (Plainfield, NJ, USA) Асцендент в 13 градусе Рака

8. В 2003 году на сайте Хэнда появляется статья посвящённая афетике ( системам оценки силы и слабости планет) (http://www.robhand.com/alldign.htm). В статье констатируется , что старые системы « страдают одним общим изъяном – тенденцией складывать яблоки с помидорами». Далее Хэнд сетует, на то, что в старых текстах нет четкого описания алгоритма определения силы планеты в зависимости от ее нахождения в знаке, доме, отношений с другими планетами.
Хэнд: «Поэтому мы так и не знаем, что имеется в виду, когда говориться, что планета сильна или слаба. Является ли сила Сатурна, которую он получает, находясь в первом доме той же природы, что и сила Сатурна в Козероге или Весах?
Думаю, многие согласятся, что силы эти отличаются, но в чем конкретно различие?»

9. Вот пример, позволяющий судить о проблемах сплошь и рядом возникающих у переводчика старых текстов. Роберт Золлер переводит труд Бонатти, посвящённый Арабским Частям:
«… если Часть, отвечающая за слухи рядом с углом карты или в фиксированном знаке, то слухи будут верными. Они будут тем более правдивыми, если Луна соединяется с правдивой планетой, особенно если эта планета – в первом, втором, пятом или девятом доме. Но если это не так, то эффект будет обратный…»
Во-первых, неясно, что такое «правдивая планета». В оригинале стоит «planetae veridico». "Veridicus" означает «говорящий правду». Очень странно, что у прилагательного мужское окончание – ведь существительное «планета» женского рода.
Неясно также при каких условиях будет наблюдаться обратный эффект.
В результате переводчик, если он хочет, чтобы его труд предстал в читабельном виде, волей неволей превращается в интерпретатора.
Итог – мы получаем текст, отфильтрованный современным пониманием астрологии и ее проблем.

10. В книге “The Real Astrology Applied” Фроули рассказывает о том КАК, по его мнению работал Лилли:
«Лилли в действительности демонстрировал поразительное пренебрежение к точным вычислениям. Примем во внимание, однако, что условия его работы в корне отличались от того, как работает современный астролог. Сейчас и клиентов меньше, и лишь одного клика мышки достаточно для получения совершенно новой и точной карты.
А теперь представим Лилли, входящего в консультационную комнату, где его ждет толпа клиентов. Если он с утра испытал необычный прилив трудолюбия (что учитывая серьезное влияние Тельца в его гороскопе довольно маловероятно), то перед началом сессии он мог построить карту. Скорее же всего он возьмет карту, построенную на предыдущий день и сделает в ней соответствующие поправки. Эти поправки, конечно, брались из его головы, а не получались в ходе тщательных вычислений: «Меркурий был 7 20 Девы вчера утром – сдвинем его на полтора градуса. Пусть будет 8 50 Девы.» Построенную таким образом карту он слегка подправлял для каждого сегодняшнего клиента. При этом в его голове проносились, вероятно, такие мысли: « Предыдущий клиент вошёл в 11.Я уже немного проголодался. Видимо сейчас около половины двенадцатого…»

11. Примерно в том же духе высказывается теперь и Р.Хэнд: « Мне абсолютно не интересно, чтобы современная астрология стала похожа на астрологию 15 века. У древней и средневековой астрологии гораздо более развитый технический аппарат; но ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ АППАРАТ современной астрологии, ее символический аппарат, на мой взгляд, превосходен.
Когда вы читаете толкования в средневековых учебниках астрологии, вы думаете: «любопытно, но ужасно примитивно». А главное за всем этим не видно психологической структуры. Сегодня мы очень психологичны…»
На вопрос : «Отталкиваясь от своего опыта погружения в старые тексты, что бы Вы посоветовали практикующему астрологу, какую старую методику он просто не вправе не взять на вооружение?» Роб Хэнд отвечает: «Ох, в первую очередь я бы сказал – расслабьтесь! Если вы хорошо работаете с клиентами, то не нужно все бросать и переучиваться заново…»



Рекомендуемая Литература

Jones, Marc Edmund. Astrology: How and Why It Works(Stanwood, Wash.: Sabian Publishing Society; 1945, 1969).

____________. The Fundamentals of Number Significance(Stanwood, Wash.: Sabian Publishing Society; 1978).

Meyer, Michael R. A Handbook for the Humanistic Astrologer (New York: Doubleday & Company; 1974).

Rudhyar, Dane. The Astrology of Personality (New York: Lucis Press; 1936; Santa Fe: Aurora Press; 1992).

____________. The Lunation Cycle ('S Gravenhage, Netherlands:1967; Santa Fe: Aurora Press; 1986).

____________. From Humanistic to Transpersonal Astrology (Palo Alto: The Seed Center; 1972). New free online at CyberWorld Khaldea's Rudhyar Archival Project.

____________. Person-Centered Astrology (Lakemont, GA: CSA Press; 1973; Santa Fe: Aurora Press; 1981).

Meyer, Michael R. A New Image of Cosmos and Anthropos: From Ancient Wisdom to a Philosophy of Wholeness (Ojai, CA: Michael R. Meyer; 1995).

Rudhyar, Dane. The Astrology of Transformation: A Multilevel Approach (Wheaton, IL: Quest Books; 1980). Includes important material on transpersonal astrology-the step beyond humanistic astrology.

____________. Beyond Individualism: The Psychology of Transformation (Wheaton, IL: Quest Books; 1979).

____________. Culture, Crisis, and Creativity (Wheaton, IL: Quest Books; 1977. Explores the process of civilization and the evolution of cultures.

____________. The Fullness of Human Experience(Wheaton, IL: Quest Books; 1985. The experiential side of the philosophy and metaphysics of Wholeness.

____________. The Planetarization of Consciousness: From Individual to Whole ('S Gravenhage, Netherlands:1970; Santa Fe: Aurora Press; 1977). Not an astrology book but a work on the philosophy of Wholeness.

____________. Rhythm of Wholeness: A Total Affirmation of Being (Wheaton, IL: Quest Books; 1983). The culmination of Rudhyar's philosophical work.


Rambler's Top100 MAFIA's Top100