Главная страница


  
Консультация специалиста
Библиотека
Фотогалерея
Download
Дело Астрологии
Расклады Таро
Школа для дебютантов
FAQ
Архив

Прогнозы
Форум
Проверь себя
Тема месяца
ЦДЖП
Календарь
Информация к размышлению
Links
Доска объявлений


ДЕЙН РАДЬЯР
ПЛАНЕТЫ И ЛИЧНОСТИ: ВЕНЕРА И МАРС

Глава IX

Астрологический ключ к значению пола для современного человека

Со времен Фрейда предметом самой популярной ветви современной психологии служат многообразные пути, которыми фрустрация и запреты в сфере секса приводят к эмоциональным затруднениям, психическим отклонениям или разрушению личности. Сомнительно, однако, чтобы секс как таковой (в широком современном смысле этого термина со всем его содержанием) интересовал большинство современных людей, включая и многих психологов нередко его сводят исключительно к проявлению инстинкта биологического воспроизведения. Психологические проблемы сексуального характера в наше время действительно неразрешимы до тех пор, пока нет строго различения между внеличностно-инстинктивным и личностно-сознательным аспектами половой деятельности.
Пол есть одно для человека родового и аграрного общества: здесь его отношение к жизни и мышлению обусловлено ритмическими процессами и проблемами плодородия земли. И пол есть совершенно другое для эго для управляемой личности современного горожанина. В первом случае сексуальные побуждения это внеличностное проявление прилива плодоносной жизни, ограниченной социально-религиозными табу. В половом акте выполняются веления Жизни. Истинными участниками этого события являются мужские и женские клетки; остальные части организма всего лишь поддерживают главных исполнителей, физические и эмоциональные факторы входят в действие как обертоны фундаментального ритма универсальной жизни. Для современного же человека секс стал, в первую очередь, удовлетворением личной эмоциональной потребности, при этом индивидуальные черты и отношения являются решающими и определяющими факторами, в то время как узко биологическое побуждение к воспроизведению считается пусть и неизбежным, но часто намеренно отвергаемым, ненавистным элементом.
Развитие современного отношения к полу происходило параллельно историческому процессу психологической дифференциации и индивидуализации, изменившему сам характер человеческого сознания и отношения к жизни. Люди стали (по-разному и в различной степени) индивидуализированными личностями, структуру которых задают разделяющие, сознающие, более или менее интеллектуальные эго . Произошло это в результате борьбы за освобождение от коллективных табу рода или общества, от слепого ритмического принуждения органических сил жизни в теле и душе. Насколько далеко простирается эта независимость, нужно еще выяснить. Обычно такая независимость поверхностна, и ее хрупкие основания легко рушатся, как только давление основных инстинктов и деятельность желез внутренней секреции достигнут чуть-чуть непривычной степени интенсивности. Но несмотря на то, что контроль эго может быть очень неадекватным, сам по себе факт существования структуры индивидуализированного эго достаточен не только для того, чтобы полностью реполяризовать сознательное отношение человека к сексу, но и для того, чтобы вызвать более или менее решительный ответ духа. С развитием эго и его самоутверждением возникают новые глубокие потребности, идущие от всего существа человека, а вместе с ними множество проблем и ряд кризисов. В ответ на них разворачивается процесс индивидуализации духа, в ходе которого дух включается в структуру эго и освещает всю личность.
Здесь происходит воплощение силы божественного Сыновства в индивидуальном человеке, который благодаря этому приобретает духовную ориентацию и становится вместилищем Духа. Рассматривая воплощение Христа в человеке Иисусе и тем самым единение божественной и человеческой природы как уникальное событие, которое не должно повторяться (поскольку оно полностью достаточно для спасения всего рода человеческого), христианские церкви отвлекают внимание людей от того, что этот процесс индивидуализации и воплощения Духа в сознательном и дифференцированном человеке является основным фактом духовного развития всех людей. Независимо от того, было ли единение Бога и человека в Иисусе Христе уникальным событием (в таком случае оно, возможно, обозначало собой начало огромного цикла в человеческой эволюции), от того, является ли Христос единственным возлюбленным сыном Божиим , и помимо всех теологических интерпретаций и догм о природе Христа, остается духовным фактом, что потенциально в каждом человеке может индивидуализироваться и воплотиться Дух. Любой из нас имеет внутри себя скрытое божественное семя , благодаря которому Дух может проявиться в нем личным образом.
Если эта деятельность Духа возникает (а это происходит в ответ на потребность эго, когда оно к этому готово), начинается процесс внедрения Духа то, что может быть названо прорастанием божественного семени в человеке. В символическом смысле оно представляет собой двухполушарный мозг (за исключением мозжечка, этого животного мозга с корнями в системе спинного мозга). Когда Дух начинает действовать в центре головы, человек постепенно изменяется. Это изменение очень медленно, но определяется оно индивидуализацией Духа и направлено к его полному воплощению.
В большинстве своем психологи ничего не говорят об этом процессе. Для них цель современного человека может быть полностью выражена в терминах интеграции личности. Но ведь интеграция личности это эволюционный процесс, разворачивающийся из глубины земной природы к Солнцу, от атома к клетке, от клетки к организму, от человека первобытного к цивилизованному. А процесс воплощения духа, о котором я говорю здесь, является инволюционным; это нисхождение Духа в человека. Это не восхождение от глубин к высотам, подобное хорошо известному в кундалини-йоге процессу, когда энергия поднимается от основания спины к макушке. Это постепенное одухотворение всей природы человека, начинающееся с головы и постепенно достигающее ног. (Осведомленный читатель поймет уместность здесь ссылки на Йогу Шри Ауробиндо Прим. перев.).
Астролога не должна удивлять такая последовательность фаз развертывания, ведь астрология, вероятно, и создавалась мудрецами (возможно, халдейскими), чтобы представить и зафиксировать для потомства именно этот процесс воплощения Духа. Это происходило, когда близилась к концу эра родовых обществ, и причастные Духу люди могли предвидеть возникновение проблем, вызванных будущим ростом эго и интеллектуального ума в индивидуалистических обществах. Процесс воплощения Духа в человеке является прямым ответом на эти проблемы; и мудрецы древности стремились зафиксировать в серии зодиакальных символов двенадцать основных этапов этого процесса.
Каждый астролог знает, что первый зодиакальный знак, Овен, соответствует голове, Телец области шеи, и т.д. Но почему-то астрологов не удивляет, что знак, соответствующий половым органам и половой деятельности вообще Скорпион это знак осенний, соответствующий тому времени, когда физическая природа затихает, готовясь к зимнему сну. Не должны ли мы взять какой-либо из зодиакальных знаков весны (особенно знак Тельца, символ плодородия, управляемый планетой любви и всех растительных процессов) в качестве астрологического фокуса всей половой деятельности, если под полом мы понимаем биологическую функцию воспроизведения физических организмов? Очевидно ведь, что деятельность желез и биохимическая деятельность, связанная с полом, пробуждается в природе весной. Жизнь пробуждается, вытягивая из стеблей листья и цветы, возбуждая любовь в человеческих телах и душах. И несмотря на это Телец соотносится с горлом, а не с половыми органами. В чем смысл этого очевидного несоответствия?
Прежде всего, последовательность зодиакальных знаков на уровне человека относится к инволюционному процессу воплощения Духа в личности и его проявлению в творческой работе через личность. Более того, на подлинно человеческом уровне, пол имеет значение, глубоко отличное от значения инстинктивного биологического воспроизведения. Хотя последнее является родовой необходимостью, эта необходимость может быть использована человеком для личностного самовыражения либо творческого, либо разрушительного.
Если рассмотреть ряд зодиакальных знаков с точки зрения процесса воплощения Духа, мы обнаружим в Овне, в первой фазе процесса, прорастание Божественного семени, то есть возникновение в уме нового видения и новых образов под влиянием воления Духа желания испытывать, чувствовать и любить, общаться с другими и через общение строить основание истинной общности всех людей в Духе. В Тельце прорастающее Божественное семя пускает корни в области горла; когда это происходит, пробуждается способность речи. В звуках речи слово может воплотиться и воздействовать на людей. В Близнецах Дух достигает центра на пересечении позвоночника и вытянутых рук, этот центр управляет руками и легкими; теперь Дух может выразить себя в умственной деятельности, в умении придавать форму вещам и превращать образы в понятия, слова и предложения. Фаза Рака продолжает процесс воплощения нисходящего Духа в личности, порождая способность обретать полное и объективное сознание себя в биофизическом организме.
То, что желание Духа провидит и облекает в образы в Овне, становится в Тельце голосом и выражением, а отнюдь не половой деятельностью. Животные охвачены биологическими импульсами, бессознательное принуждение которых тотчас приводит к половым актам; у людей, которые испытали власть Духа, биологическое принуждение затмевается желанием Духа, которое есть истинная любовь, а прямые сексуальные действия заменяются долгим ухаживанием, выражающимся во множестве обращений и в песнях любви. Они в собирательно человеческом смысле являют собой субстанцию того, что именуется культурой . Истинно культурным будет тот человек, в котором стремление Духа к жизни и любви, к дружбе и красоте, выражается в гармонических, сдержанных и осмысленных действиях. Он действует не под влиянием бессознательных биохимических импульсов, несдерживаемой жажды или возбуждения, а под влиянием сознательного видения и великих образов, которые возникают в его уме на фазе духовного прорастания, символизируемой Овном. Конечно же, многие люди, полностью обусловленные земными инстинктами, действуют импульсивно. Ими управляет биохимия желез, а не рожденная Духом культура, необузданные страсти, а не образы любви, созданные желанием Духа. Конечно, в громадном большинстве современные люди переживают конфликт между этими стремлениями, но доминирующим фактором все еще остается побудительная энергия слепого воспроизведения.
Однако, именно по тому, что чисто биологическое побуждение нередко становится жестокой и мучительной страстью, что так называемый секс становится навязчивой, сводящей с ума идеей, ясно видно, что секс такого рода совсем не то, что бессознательная весенняя активность растительной и животной природы. Что-то с ним произошло. Это уже не проявление плодовитости Тельца. Темное страдание вырывается из него; страх и отчаяние стоят за стремлением утратить свое изолированное эго в единстве с другим; это может стать даже страстью к смерти через врата желания.
Тьма и страсть ассоциируются со Скорпионом, однако, они представляют лишь негативный аспект этого знака. Скорпион символизирует человеческий пол пол как выражение личности, как высвобождение сил, порожденных формированием индивидуального и хотя бы относительно изолированного эго. Именно потому, что такое эго часто не в состоянии нести бремя своей изоляции и одиночества, что его мучают подавленность, страх и неуверенность, самовыражение в сексе пропитано болью, ревностью, собственничеством и похотью. Пол в этом случае оказывается не творческим выражением личности, а наоборот бегством от личности, формой самоубийства эго; тем самым секс как похоть становится вратами черного пути саморазрушения и тем скорее, чем больше Дух пробужден к деятельности в структуре эго.
Пробуждение Духа не означает, что все проблемы тотчас разрешаются! Нисхождение Духа в человеческий организм может закончиться духовным поражением, если энергии земной природы возобладают над его ритмом и извратят его характер. Дух может встретиться с поражением на любой из двенадцати ступеней своего воплощения в биопсихической личности. И одну из наиболее опасных ступеней, без сомнения, представляет Скорпион, поскольку именно здесь в области сознательного и персонализированного секса на современной стадии эволюции большинства людей эго отделяется от самости и становится негативным.
Люди до сих пор еще настолько неуверены в себе и одиноки в качестве индивидуальностей, что их эго замутняется страхом и тревогой. В перcонализированном сексе страх и тревога высвобождаются (в какой бы форме они ни возникли в раннем развитии личности) как бегство от себя и внутренняя усталость, как ревность, жадность, скука, чувство вины и пр. Однако, если при формировании эго не было давления неуверенности или жестокого отрыва от лона семьи, религии, общества, тогда секс может означать высвобождение его творческих устремлений. И если в жизни личности есть это позитивное значение, Дух в своем процессе спуска на целостную личность, может в сознательно и творчески реализованном сексе претворить в жизнь одну из своих основных способностей. Скорпион может стать полем творческого выражения интегрированной личности, преображенной духом, а не разрушительным смерчем, сокрушающим неуверенное, трагическое эго как часто случается в наше время.
Скорпион пятый по счету знак в зодиакальной последовательности, начинающейся с Рака, а пятая фаза любого жизненного процесса всегда должна нести черты самовыражения , творческого или разрушительного (как это можно увидеть в традиционных характеристиках пятого дома). Скорпион относится тогда к самовыражению того, что родилось в Раке; а Рак имеет значение центра интеграции в строго определенных и сознательных границах.
Такой центр интеграции эго (для человека, освобождающегося из лона семьи, рода и пр.), то есть индивидуализированное поле сознания, структурированное определенным пониманием: Я есть эта конкретная личность с определенным индивидуальным характером . Большинство цивилизованных людей стали сегодня в различной степени индивидуальными личностями. Но личность означает в этом смысле конечный результат эволюционного восхождения от корней родовой природы: плод определенной культуры, определенного общества, ответ на требования определенной географической и физической среды. Можно смело сказать, что человечество выражается в личности, человеческая природа вдохновляется и расцветает в индивидуальной личности *[Ср. C.G.Yung. The Integration of Personality. P.281.].
Это, однако, не единственное возможное значение термина. Личность (персона) означает этимологически маску актера на больших театральных представлениях в древней Греции и Риме. Эти маски предназначались не только для того, чтобы подчеркнуть резкими линиями определенное эмоциональное выражение или тип характера, но также для того, чтобы усилить голос актера (они были снабжены небольшим рупором). Личность, таким образом, может означать еще и инструмент для высвобождения чего-то: инструмент деятельности Духа. Это инволюционное значение нужно иметь в виду при рассмотрении зодиакального процесса индивидуализации и воплощения Духа. Дух принимает конкретную форму в личности. Он нисходит в структуру, в интегрированное поле индивидуального сознания, и когда это нисхождение (или рождение ) происходит, эго рожденная землей личность преображается. Если нисхождение духа в личность символически происходит в Раке, тогда высвобождение творческой силы этой трансформированной личности происходит в Скорпионе (пятом знаке после Рака). И отсюда понятно, что такое по существу и в духовном смысле Скорпион, когда негативные черты эго искуплены и преображены воплощением в нем Духа. Понятно и духовное, опосредованное Духом значение пола в индивидуализированном и сознательном человеке.
Но этого еще недостаточно, чтобы с должной ясностью понять, в чем состоит цель, то есть полное духовное значение Скорпиона. Однако, мы можем уловить направление, куда нисхождение духа стремится переориентировать сознание человека относительно секса. Лишь такой переориентацией могут быть разрешены главные эмоциональные проблемы современного человека настолько, по крайней мере, насколько они коренятся в сексе.
Цель творческого высвобождения озаренной духом личности в Скорпионе можно уразуметь в общем смысле, если иметь в виду, что девятым знаком после Скорпиона является Лев. А что же символизирует Лев, как не солнечного человека, то есть индивидуальность, из которой излучается Дух в сознательном сиянии? Лев дитя Духа, и это духовное порождение сознательное порождение. Оно может принять форму действительного рождения ребенка, родители которого способны наделить его, наряду с здоровым телом, духовно сияющим психическим организмом. Оно может быть также Христом-младенцем в сердце христианских мистиков, алмазным телом азиатских оккультистов телом света, носителем духовного бессмертия человека. На каком бы уровне ни концентрировалось это творческое действие озаренной духом личности, результатом будет работа Духа . Дух порождает через сознательную, индивидуализированную и посвященную личность; а вот рождение сугубо биологическое и инстинктивное вызвано насильственной и слепой силой жизни, которая действует через бессознательные тела.
Это различение фундаментально: оно дает существенный ключ к пониманию проблем, смущающих эмоциональную жизнь множества современных мужчин и женщин, а зачастую разрушающих ее. Эти проблемы встают отттого, что человечество по крайней мере, наиболее развитая его часть пребывает сейчас в состоянии переориентации и реполяризации в состоянии перехода с уровня насильственных и бессознательных жизненных процессов на уровень сознательно индивидуализированного и свободного (поскольку оно самообусловлено) поведения, в котором и через которое выражает себя вдохновленная личность. Эта переориентация человеческой деятельности предполагает ясное сознание и хотя бы первую стадию индивидуализации духа. Предполагается наличие сформированного эго. Если эго ориентировано на дух в позитивном самоутверждении и безопасности, что возможно только в том случае, когда оно основано на вере и любви, исходящих от Духа, тогда это эго становится храмом живого Бога или, по крайней мере, строительными лесами, с которых будет сооружен этот храм. Но если эго наполнено страхом и беспокойством, отравлено ядами насильственного отрыва от психического лона семьи, религии и общества, тогда оно обременено собственными страхами или вынуждено бежать от невыносимого одиночества и усталости в тьму и бессмысленность грубых неистовых попыток сексуального выражения. Сексуальность современного человека обусловлена характером и качеством его эго. Эго служит источником, а пол выходом для того, что кажется целью или увы! столь часто бесцельностью существования. Эмоциональная жизнь человека наших дней обусловлена этими двумя фокусами: эго и полом. Вокруг них она и вращается в большинстве случаев, дисгармоническими и неуравновешенными эллипсами, и ее орбита населена призраками и ущербностью, муками тщетности и трагедийности. Единственную надежду на мир и подлинно творческую гармонию дает озаренное Духом понимание.

Глава X

Марс, Венера и эмоциональная жизнь

Знаки зодиака, которыми в традиционной астрологии управляют Марс и Венера, помогают понять смысл и направленность двух основных аспектов эмоциональной жизни современного человека. Один из этих аспектов относится к весне, другой к осени. Марс и Венера управляют началом этих времен года: Овном-Тельцом и Весами-Скорпионом. Марс управляет первым знаком весны, Венера вторым; Венера управляет первым знаком осени, а Марс вторым. Это соотношение несет в себе глубокий смысл и чрезвычайно значимо практически. В нем проясняется разница между весенней и осенней жизнью; первой свойственна импульсивность Марса, второй воспринимающая способность Венеры, которая устанавливает магнетические поля , в пределах которых деятельность того или иного рода интегрируется, а затем, следующей весной, высвобождается через какие-то новые каналы.
Сущностные качества весны и осени фокусируются в точках равноденствия: в начале Овна и Весов. Для весеннего фокуса характерно символизируемое Марсом возникновение из утробы коллективной жизни человечества представленной символикой моря, этого лона всяческой жизни на нашей планете. Осенний фокус (1о Весов) означает фиксацию в обособившейся личности тех черт и качеств, которые образуют архетипическую (сущностную и бессмертную) природу каждого человеческого существа, его божественность, его сыновство Богу. Таким образом, Весы начинают первую стадию процесса преображения индивидуальной личности, в конце которого она обретает совершенное подобие своему Создателю, Богу-Элохим первой главы книги Бытия. *(Создателя не надо путать с Господом-Богом , Иеговой или Яхве, который появляется лишь во второй главе книги Бытия и который лепит из праха земного , но не творит человека. Это различие существенно, не поняв его, нельзя постичь истинную природу человека и эволюции человеческой личности. Бог-Элохим создает архетипического человека, человека-Христа; Господь Бог, Иегова, племенной Бог, ваяет лишь физического, адамического человека. Как указывают все христианские мистики, человек должен умереть в Адаме, прежде чем родиться во Христе . Это новорождение начинается с символического осеннего равноденствия и подразумевает полную символическую смерть или жертвоприношение обособленной воли эго.
Появление, символизируемое Марсом, и преображение, символизируемое Венерой, образуют два полюса развертывания индивидуальной личности человека. Эмоциональная жизнь индивида поляризуется именно этими двумя тенденциями, двумя силами. Он стремится обнаружить и понять в своем Я выявленную и обособленную индивидуальную личность, структурированную эго центром тяготения или фокусом сознания которого является чувствование себя как отдельной уникальной личности. Он стремится также осознавать в пределах своей личности те сущностные, архетипические характеристики (поначалу скрытые и бессознательные), которые составляют зародыш его божественности а божественность роднит его с любым человеком и представляет его подобие Богу-Творцу.
Прежде чем человек сможет понять смысл и сформировать образ этой божественности в пределах которых и лежит его общность с любым другим человеком на том же уровне индивидуального развития, он должен принять тот факт, что в нем существует также множество био-психологических черт и качеств, присущих всем людям, в особенности людям его расы и культуры. Таким образом, общую человечность людей должно осознать ранее общей божественности людей как внутренней жизненной реальности, ранее рождения живого Бога (символического младенца Христа), совершающегося в сердце и душе индивидуальной личности.
В Весах человек сознает свое социальное, культурное и духовное родство с другими людьми; сначала с конкретной общностью и культурой, затем со всем человечеством. В Овне же человек стремится выйти в широкий мир, заботясь прежде всего об утверждении себя в себе то есть, проецируя и выражая индивидуальность, которую он чувствует внутри себя, но которая не перешла еще с первой стадии выявления из коллективной утробы. Овен, управляемый Марсом, представляет поэтому движение вовне, в пространство; а Весы, управляемые Венерой, движение вовнутрь, к некоторой общей реальности. Марс является первой планетой снаружи от земной орбиты, так что в нем фокус всякого направленного вовне выражения. Венера является первой планетой внутри земной орбиты, и, значит, она фокус всех попыток достижения центра, то есть Солнца.
Венера собирает в себе усилия человека к постижению значения и ценности того источника жизни и света, который объединяет всех людей (по крайней мере, в пределах определенной группы или культуры), поскольку является общим фокусом всех планетарных орбит.
Марс ворота к внешнему пространству; Венера врата к Солнцу. Эмоциональная жизнь человека колеблется между двумя путями, ведущими через эти врата. Это колебание нормальное и спонтанное движение. Ненормальным оно становится, когда на этих путях возникают препятствия, когда ущемляется или отклоняется течение энергии бытия, когда тормозится осуществление внешних или внутренних желаний индивидуальной души. Тогда развиваются напряжения, извращения, страхи, пораженчество и, в конечном результате, комплексы.
Сам комплекс как сущность с набором физических черт, наименованием и характерной моделью определяется в гороскопе человека главным образом парой Сатурн-Луна, ибо Сатурн относится к структуре поля сознания, а Луна к энергии, действующей в пределелах этого физического поля активности и через него, то есть в нашей внутренней жизни. Сатурн и Луна относятся также к основе организации человеческой психики, которую определяют наследственность и среда индивида, а также (в терминах психологического поведения) его взаимоотношения с образами отца и матери в той же мере, как и его взаимоотношения с действительными родителями.
Однако, положение Сатурна и Луны в карте рождения и специфические черты, ассоциируемые с ними, не расскажут нам адекватно и во всех деталях о причине и природе всех возможных комплексов в личности. Реальный комплекс возникает из повторяющегося опыта, когда родители или общество наносят личности ущерб, или из опыта фрустрации по поводу органических дефектов того или иного рода. За комплексом надо уметь видеть характерные особенности внутренних ментальных установок и, что еще важнее, эмоционального функционирования. Именно оно занимает сейчас наше внимание. Мы коснулись проблем эмоциональной жизни; и Марс и Венера являются основными астрологическими символами (некоторые астрологи сказали бы определяющими факторами) эмоциональной жизни, то есть тех путей, на которых репродуктивные энергии жизни и желания индивидуальной души ищут выражения и удовлетворения.
Мы уже отмечали, что они действуют в двух основных направлениях: вовне (Марс, управляющий Овном) и внутрь (Венера, управляющая Весами). Но этого будет недостаточно, если не рассмотреть более полно природу и субстанцию самих желаний и их взаимосвязь с функциональными побуждениями биологического воспроизведения. Импульсы или побуждения, которые характерным образом действуют в живых организмах ранней весной во время символической фазы Овна, можно определить термином прорастание . Овен является символом всех процессов прорастания и не только на биологическом, но на психологическом и даже космологическом уровнях. А прорастание предполагает семя. Это прорыв субстанции семени, высвобождение энергии, содержащейся внутри; вещество и энергия распространяются вовне по определенному плану органического роста, таинственно содержащемуся в семени.
Наука обоснованно утверждает, что не бывает зарождения жизни из ничего . Даже если организм материализуется без нормального процесса прорастания из семени или оплодотворенного яйца, то и тогда должно существовать некое метафизическое семя как основание организма на ментально-духовном уровне образ, проектируемый оккультными силами, логос, напоенный божественной творческой энергией. Он тоже должен прорасти перед тем, как сможет выявиться конкретно на уровне физического выражения а Марс всегда служит источником силы прорастания. Этот источник по сути своей является желанием говорим ли мы о космическом желании духа быть (в ответ на потребность материи обрести новую возможность быть интегрированной в подобие Божие); или о желании животного соединиться со своей парой, или о желании индивидуализированной человеческой души проявить себя или реинтегрироваться в некоторую социально или духовно обусловленную общность.
Астрологи, по примеру историков (вроде Освальда Шпенглера или Арнольда Тойнби), обычно начинают зодиакальные циклы (или циклы культуры) с появления новых форм, то есть с процессов прорастания в Овне. Но прорастание, начинающее новый цикл, предполагает семя, которое появилось на вершине какого-то предшествующего цикла, и я хотел бы добавить не обязательно непосредственно предшествующего данному циклу. Венера управляет семенами и вегетативными процессами; но это безусловно, не та Венера, которая управляет женским знаком Тельца (ее ночным домом в средневековой терминологии) знаком, который дает субстанцию процессам, начавшимся в Овне. Речь идет об осенней Венере, управляющей мужским знаком Весов знаком, который ведает (символически, по крайней мере) завершением вегетативного процесса и высвобождением (падением или сбором) семени растения, или другого органического целого какого бы то ни было уровня.
По традиции считается, что за волей стоит желание , то есть человек способен проявлять свою волю лишь относительно того, чего желает. Но можно пойти и дальше: человек может хотеть лишь того, что он научился (от других или на собственном опыте) ценить. *(Можно возразить, что человек может желать того, что он знает как малоценное. Однако, тот человек, который желает, и тот, который знает, являются в действительности разными личностями, и само утверждение указывает лишь на внутренний раскол в человеке. Та часть, которая желает якобы малоценного объекта или события, в действительности ощущает его как огромную (хотя, возможно, трагическую или насильственную) ценность. Человек может знать, что когда-нибудь другие и, возможно, противоположные цели и объекты покажутся ему более ценными, однако, когда он приступает к действиям, ценность желаемого объекта, к которому направлено действие, должна представляться большой и значимой как раз тому в человеке, что направляет его поступки.). Итак, осенняя Венера управляет первой, основополагающей фазой в развитии чувства ценности. В этом чувстве ценности берут начало культура и этика любого человеческого сообщества, а также индивидуальный характер любой отдельной личности. Это чувство раскрывается в период от Весов до Рыб пассивно в царствах ниже человеческого и у первобытного человека, активно у действительно индивидуализировавшихся людей, которые (говоря символически) сознательно стали семенем своих собственных будущих циклов. Именно на основании этих символизируемых Венерой факторов чувства ценности, семени и прочего действует в Овне символизируемый Марсом импульс прорастания. Осенняя Венера определяет поэтому характер бытия (на уровне ли биологических видов, социальной коллективной культуры, или сознательного индивидуального видения и цели); весенний Марс определяет желание и способность к самовыражению (коллективному или индивидуальному), то есть к актуализации характера, видения, идеала, ценности в конкретной жизни.
Как уже было отмечено, в биологически продуктивном сексе (а символически он фокусируется Тельцом) главными деятелями являются мужское и женское семя, сперматозоид и яйцо; желание по сути своей сконцентрировано в самих органах воспроизведения. Желание изначально является желанием эндокринных желез, гормонов и семени и лишь вторично (более поверхностно, и если оно вообще присутствует) желанием сознательной индивидуальной души. Но там, где мы имеем дело с персонализированным и сознательным человеческим проявлением пола (то есть в Скорпионе), желание будет желанием индивидуальной души или, по крайней мере, организма как целого; и оно, по существу, является не желанием внешнего действия (хотя мышечная деятельность и видимые движения могут иметь место), а желанием психологического единения и конкретного выражения ценности , которую символизирует Венера.
В большинстве случаев, сексуальное влечение у современного цивилизованного человека вызвано психологическими причинами в значительно большей мере, чем биологическими. И в значительно большей мере оно является желанием человеческого единения (и часто бегством от индивидуальной самости и чувства трагической изоляции), чем желанием самовоспроизведения в потомстве независимо от того, соглашаются с этим участники полового акта или нет. И лишь приняв это во внимание, психолог может надеяться распутать клубок комплексов и фрустраций эмоциональной жизни современного человека.
Психоаналитик видит результаты фрустраций, страхов или дегенеративных процессов в теле-уме (то есть в целостной личности) своих клиентов. Он, естественно, стремится сконцентрировать внимание на том, что психическая энергия (так называемое либидо ) порицается и вытесняется в подсознание ("личное бессознательное" по Юнгу), где становится разъедающей и взрывоопасной. Отсюда распространенное представление о том, что как только подавленному либидо разрешено течь свободно, все уже хорошо. Бездумная вульгаризация фрейдовского подхода к этой проблеме явно не принимает во внимание тот факт, что символизируемое Марсом либидо (латинское слово означает просто желание ) само по себе является лишь результатом, а не причиной. Либидо есть истечение чего-то откуда-то. Нужно выяснять не столько то, что случается с этим истечением (где и как оно появляется, что ему препятствует, почему оно истощается и прочее), сколько то, что относится к его источнику, на каком уровне первоначально локализован этот источник и какого типа факторы в нем действуют.
Именно этим должен заниматься астролог, рассматривая прежде всего натальную Венеру (а также относящиеся к ней прогрессии и транзиты), затем Марс и, наконец, взаимоотношение этих двух планет в натальной карте и его развитие через прогрессии и транзиты. Сами положения в карте рождения надо рассматривать как фазы определенного цикла, который начинается до рождения человека в момент последнего соединения этих планет. Иными словами, отдельное суждение относительно Марса или Венеры не столь значимо для понимания эмоциональной жизни личности; эти планеты следует брать вместе и в соотношении с парой Сатурн-Луна, которая всегда имеет тенденцию кристаллизовать различного рода затруднения, возникающие во взаимоотношении Марса и Венеры, в психические сущности (комплексы).
Прежде чем мы займемся некоторыми астрологическими указаниями на то, как символизируемые Венерой и Марсом функции действуют в личности, необходимо прояснить значение этих функций и первоначальное качество их действия.
Венера и Марс непосредственные соседи Земли, и они символизируют наиболее интимные факторы личной жизни непосредственность и спонтанность бытия (понимается ли бытие на родовом и биологическом уровне, или же с точки зрения индивидуализированной психологической самости). Рассматривая Юпитер и Сатурн, мы имеем дело с тем типом человеческой деятельности, который мотивируется какими-то уже установленными взаимоотношениями, направлен на соответствие чему-то (Сатурн) и ассимиляцию или преодоление чего-то (Юпитер). Сатурн, как символ отца, представляет чувство безопасности, поскольку тот, кто полагает, что хорошо соответствует обществу, чувствует себя в безопасности и обычно благодаря деятельности отца ребенок находит свое место в определенных взаимоотношениях классов, занятий и доходов в обществе в то время, как в матери (Луна) он находит пример (удачный или неудачный) умения приспособиться к тому месту, которое определено Сатурном-отцом. Но что же это такое в человеке, что должно приспосабливаться к месту в обществе, к традициям и культуре вообще к тому, за что отвечает Сатурн? С чего начинает ребенок? Что делает человека естественным и спонтанно действующим, без какого бы то ни было соотнесения с местом или функцией в пределах установленной группы, просто потому, что он есть то, что он есть?
Хотя немало найдется мыслителей-материалистов, верящих в то, что наследственность и среда полностью определяют человека, немногие откажутся признать, что в каждом человеке есть элемент личной свободы и чистой спонтанности бытия, хотя бы слабый и беспомощный. Есть область, в которой человек чувствует, что Я есмь Я , и из которой он исходит в своем подлинном самовырежении, направленном к тому, что представляется ему добрым, ценным и совершенным. Этой областью интимного бытия ведают Венера и Марс. Венера устанавливает характер и основное качество внутреннего и непосредственного постижения самости и ценности, Марс желание и способность выражать это в действии, принимая во внимание другие факторы лишь в той мере, в какой они помогают или препятствуют индивидуальному действию. Эмоциональной жизнью можно назвать двусоставное проявление этого непосредственного чувства индивидуального бытия, желания и усилия выразить его в действии. Эмоциональная жизнь, понимаемая таким образом, проявляется на трех уровнях. На биологическом и родовом уровне эмоциональная жизнь представляет собой проявление органического бытия и деятельности желез; она зависит от гармонического или дисгармонического состояния (Венера) органов, желез и систем тела и это состояние определяет возможность высвобождения (Марс) гормонов, флюидов, а также ядов внутри и вовне организма.
То же самое двойственное действие можно наблюдать на социокультурном уровне, там, где есть коллективные чувства и коллективные способы мышления, в той мере, в какой коллективные факторы принимаются как данность, как несомненная внутренняя часть самости человека в той, следовательно, степени, в какой Я отождествлено с ними. Например, чувство первородного греха и порочности человеческой природы, мысль, что некрещеные люди суть язычники все это коллективные факторы, в которые типичный пуританин верует столь интимно, что они окрашивают характер и качество самого чувства Я есмь Я (Венера) и определяют непосредственные спонтанные реакции человека на жизнь (Марс).
Существует также уровень подлинно индивидуальной души, на котором человек постигает свою внутреннюю самость с точки зрения ценностей (Венера), которые он сам открывает и выбирает и согласно которым он как индивид поступает (Марс).
Венера и Марс могут действовать на всех трех уровнях в одном человеке. Во многих случаях они действуют на этих трех уровнях одновременно, из-за чего могут возникать конфликты между ценностями, установленными на каждом из уровней, поскольку личность не интегрирована то есть ценности, установленные на одном уровне, не определяют все поведение личности, по крайней мере, в данное время. Отсюда видно, как непросто составить полную и достоверную психологическую картину эмоциональной жизни человека по его карте рождения; ведь даже если предположить, что значение Марса и Венеры (и соответствующих астрологических факторов) будет хорошо понято по их расположению в карте рождения (плюс прогрессии и транзиты), все равно трудно будет оценить, на каком уровне центрирована личность, на каком уровне обычно действуют Марс и Венера, а что еще более важно на каком уровне они действуют в конкретной стрессовой ситуации.
С другой стороны, преимущество астролога перед обычным психологом состоит в том, что он может знать основной характер функции Венеры и Марса на любом уровне и при любых обстоятельствах. Правда, это знание не позволит астрологу точно предсказывать, что будет чувствовать и как будет поступать человек в определенный момент никогда не следует забывать это положение! но это дает ему возможность более полно понимать, почему и как тот чувствует и действует. А такая возможность может стать основанием для мудрого суждения и полезного совета но ведь только их и может предложить астролог тем, кто обращается к его услугам.

Глава XI

Венера в карте рождения

Подытоживая сказанное ранее, можно отметить, что за любым желанием действовать и выражать свое Я внешним образом (Марс), стоит некая ценность, некое побуждение, направляющий образ или чувство какой-то психологический фактор, относящийся к функциям Венеры. Говоря символически, Марс относится к процессу прорастания на всех уровнях; прорастание же предполагает семя . Венера управляет семенами: семенем биологических организмов так же, как соответствующими факторами в сферах психологической, ментальной и духовной деятельности. Подобно тому, как в истоке каждой культуры и религии лежит несколько фундаментальных зерен-идей, архетипов (Юнг) или первичных символов (Шпенглер), так каждый человек обусловлен в своем поведении (Марс) немногими основными образами, чувствами или личными лейтмотивами , которые он строит в своей душе на ранних стадиях жизненного опыта. Если позволить им кристаллизоваться и приобрести принуждающую бессознательную или полусознательную силу, они примут форму психологических комплексов. Но даже если они останутся под контролем и воздействием нового опыта, большего знания или мудрости, все равно это будет сила, стоящая за троном эго, обусловливающая желание самовыражения во внешних действиях.
Венера в качестве позитивного фактора внутренней жизни человека, определяющего поведение соотносится главным образом с зодиакальным знаком Весов (своим дневным домом ) и осенним равноденствием это то символическое время, когда зрелое семя покидает растение, которое его породило. А Венера, управляющая весенним знаком Тельца (своим ночным домом ), подчинена позитивному Марсу в Овне энергии, сосредоточенной в периоде весеннего равноденствия. Здесь Венера дает субстанцию импульсу и внешней инициативе, которые символизируются Марсом, как женщина, которая приносит ребенка мужу, делает конкретным его желание проявить себя в потомстве. Таким образом, Венера в ранних весенних знаках зодиака во многом зависит от функции Марса, которая дает ей направление и цель; это Венера в роли инстинктивной силы плодородия. А в осенних знаках Венера приобретает весьма позитивную побудительную энергию, которая становится преобладающей (к лучшему или к худшему) в эмоциональной жизни.
Двойственность возможной интерпретации зодиакального положения Венеры не исчерпывает, однако, возможных поляризаций этой функции. И древняя мифология и традиционная астрология рассматривали Венеру в двух ролях: вечерней звезды и утренней звезды Венера-Гесперус (от гесперос западный ) и Венера-Люцифер (буквально носитель света ); Венера, видимая на западном небе непосредственно после заката, и Венера в восточном небе на заре, возвестительница восхода. Венера-Гесперус это та планета, зодиакальная долгота которой превышает долготу Солнца (например, Солнце в 0о Весов, Венера в 10о Весов); зодиакальная долгота Венеры-Люцифера меньше долготы Солнца ведь она восходит перед Солнцем.
Этой двойственности Венеры уделяли, к сожалению, слишком мало внимания кроме, может быть, астрологов, занятых алхимическим символизмом. И напрасно: в этом дуализме можно найти огромное богатство значений, если тщательно соотнести его с психологическим анализом эмоциональной жизни и (весьма вероятно) с секреторной деятельностью физического организма.
Венера-Люцифер, утренняя звезда, восходящая перед Солнцем, относится к тому типу эмоциональной деятельности, который, символически говоря, опережает самость. Это не обязательно экстравертивный, особо интенсивный или несдержанный тип эмоциональности, хотя часто общая тенденция именно такова. Это тип человека, выступающего навстречу миру, прежде всего, навстречу другим людям с жадным ожиданием, как если бы сама жизнь зависела от результата встречи; если, однако, это ожидание кончается разочарованием, человек может выглядеть внешне холодным и замкнутым но это лишь маска самозащиты.
В Венере-Люцифере представлено качество юношеских переживаний. Струны чувств натянуты до предела. Преобладает ощущение личной неуверенности; чувства служат руководителями и указателями. Позднее, возможно, эти чувства получат более зрелое и респектабельное наименование интуиции , однако природа процесса остается по существу той же. Человек чувствует ситуации и людей в акте почти непосредственного этического суждения. Они хороши или плохи конкретно для него и в конкретное время. Он действует по чувству, как ему надо действовать, очень часто заражая своим чувством, своим теплом . К этому типу принадлежат (если выбрать наугад) Уолт Уитмен, Рихард Вагнер, Винсент Ван Гог, Жан-Жак Руссо, Наполеон I, Муссолини, Мария Монтессори (великий педагог), Ф. Рузвельт; такова Венера в карте рождения США.
Венера-вечерняя звезда является символом чувства после действия, того типа эмоции, которая возникает из суждения о совершенном действии. Суждения этого типа обычно ранжированы; действие является испытанием , и мудрец-в-душе выносит суждение и оценивает человека действия после изучения события. Суждение это либо эстетическое (то есть оно рассматривает ценность взаимоотношения между всеми значимыми факторами ситуации), либо законническое (то есть соответствующее традиционным нормам и прецедентам).
Венеру-Гесперус теоретически можно назвать указанием на большую эмоциональную зрелость или мудрость; однако, в действительности эта зрелость может быть зрелостью изменения жизни , тем временем, когда комплексы человека захватывают его и вовлекают в жестокий психологический кризис. На самом деле, многие люди с Венерой, восходящей после Солнца, могут быть очень эмоциональными, но эта эмоциональность не так спонтанна и непосредственна, как в тех случаях, когда Венера в карте рождения является утренней звездой. Это напряженная, возможно страстная, а временами разрушительная эмоциональность ведь когда в эмоциональной деятельности наличествует эксцесс или насилие, эти эксцесс или насилие являются как раз вторичным результатом фрустраций и страхов.
В других случаях Венера-Гесперус обозначает тип эмоциональной жизни, подверженной сильному влиянию традиционных, культурных или духовных ценностей, это эмоциональная жизнь аристократов. Перечень известных людей, рожденных в то время, когда Венера была вечерней звездой, включает Вашингтона, Джефферсона, Вудро Вильсона, Генри Уоллеса, Е.П. Блаватскую, Фрэнсиса Бэкона, Эйнштейна, У. Черчилля; такова Венера в натальной карте Англии и Соединенного Королевства.
Интересный пример различия между Венерой-Люцифером и Венерой-Гесперус мы найдем в разнице между двумя картами: на время провозглашения Декларации Независимости и на то время, когда конституция была принята фактически, ратифицирована девятью штатами. В первом случае, Венера утренняя звезда (21 июня 1788 года); во втором она далеко позади Солнца. Декларация Независимости принималась в состоянии эмоционального подъема, эмоциональной интенсивности и была возвещена, не став еще действительной реальностью; формулирование и ратификация ее проходили в затяжных дискуссиях по поводу ценности федерализма. Однако, в карте Инаугурации, 30 апреля 1789 года, Венера вновь становится утренней звездой. Период дискуссий закончился, новое начало было положено и новое спешающее вперед чувство устремилось к самовыражению как национальное единство во главе с Президентом.
Утренняя Венера создает магнетические поля и архетипы, то есть дает форму духовному высвобождению солнечной энергии, источнику всех проявлений причем не конкретную, физическую форму (которая относится к сфере Сатурна), а архетипический духовный паттерн энергии, сеть электро-магнетических сил. Человек с сильной Венерой-Люцифером в карте рождения естественным образом стремится проецировать в мир свое видение и цель жизни, навязывать окружающим ритм своего сущностного бытия. Он чувствует себя возвестителем, рупором Бога, эмоционально и часто с гордостью изливает себя в своих созданиях. Это эмоциональное излияние может быть нейтрализовано другими факторами в целостной личности другими планетами или негативными аспектами Венеры: однако, даже будучи фрустрированным, оно обычно выделяется как характерный элемент.
Люди, рожденные с вечерней Венерой, могут быть по виду столь же эмоциональны , как и те, кто рожден с утренней Венерой; но даже и в этом случае, обычно можно найти какой-либо фундаментальный комплекс неполноценности или материнский комплекс, который личность стремится отреагировать в агрессивной манере, или чрезмерным творческим проявлением. Типичен в этом смысле Теодор Рузвельт, в карте рождения которого Венера восходит после Солнца; его личность несла на себе отпечаток оппозиции восходящего Марса к Луне и Солнца в Скорпионе. Венера в Стрельце образует оппозицию к Юпитеру и квадрат к Нептуну (обе планеты ретроградны), находится она в начале XII дома. Добавьте к этому, что Сатурн находится в квадрате к оппозиции Плутона с соединением Солнца и Меркурия и вы получите картину крайнего напряжения. Тедди Рузвельт был способен высвобождать энергии, порожденные этим напряжением, и избегал при этом разрушения, но это высвобождение несло на себе черты агрессивности отсюда политика большой дубинки.
Когда Меркурий по карте рождения восходит перед Солнцем, а Венера после Солнца, то Меркурий часто может подменять собой люциферианский аспект функции Венеры. Ментальная гордыня (смешанная с эмоционализмом) замещает типичную эмоциональную гордость люциферианского эго. Эмоции используются как средства для целей ума, поскольку фундаментальное ощущение эмоциональной неуверенности будет запрещать спонтанное проявление теплоты чувств типичной люциферианской Венеры. Различить, что в личности идет от ума, а что от эмоций, на самом деле трудно однако, астролог, тщательно изучивший положения Меркурия и Венеры по отношению к Солнцу, сможет ориентироваться в лабиринте сложной психологической природы со значительно большей уверенностью, чем обычный психолог, который рассматривает лишь эмпирические результаты (по рассказу клиента, по наблюдению за его поведением и внешним видом и прочему), а не изначальный структурный паттерн личности карту рождения.
Дуализм иного рода обнаруживается в противопоставлении ретроградного движения Венеры директному. Я уже отмечал, что значение директного и ретроградного движения планет вытекает из того, что директная планета движется в направлении Солнца и Луны (символов биполярной жизненной силы), а ретроградная против них. Еще я указывал, что ретроградный Меркурий вовсе не обязательно указывает на слабый, тусклый или ленивый ум но на ум, который в основном действует в противовес инстинктивной природе и течению жизненных сил. Когда Меркурий ретрограден, можно обнаружить, что жизненные побуждения (импульсы Солнца) контрастируют, а возможно и конфликтуют, с наиболее характерными тенденциями ментальной деятельности однако это положение дел как раз может оказаться условием для духовного роста и развития личности на определенной стадии. Тот же анализ применим в случае ретроградной Венеры, с той, однако, разницей, что Венера и Марс ретроградны лишь на небольшом отрезке их синодальных циклов. Цикл между двумя верхними соединениями Венеры и Солнца длится в среднем 584 дня (около года и семи месяцев), а его ретроградная фаза (во время которой происходит нижнее соединение) лишь около 6 недель. Это самый краткий период, когда планета движется ретроградно, относительно продолжительности ее полного цикла; следовательно, с ретроградной Венерой люди рождаются реже, чем с другими ретроградными планетами.
В этом факте должен, очевидно, быть смысл. Говоря психологически, речь идет, в первую очередь, о тесной связи между жизненной силой и эмоцией. Венера и Марс представляют собой наиболее непосредственное и интимное выражение личной жизни, постижение в чувстве и действии того, что Я есмь Я, вот эта конкретная и уникальная личность . Если Венера символически представляет источник этого чувства Я , то жизненная сила, которая исходит первоначально от Солнца, является тем самым есмь , которое дает субстанцию и реальность этому Я . Чувствовать себя живым необходимое условие для реализации Я , по крайней мере, в условиях земного существования.
Бывают, тем не менее, случаи, когда это чувствование бытия собой развивается как бы против инстинктивного течения жизненных сил человеческого организма. У некоторых людей чувство ценности направлено против естественных инстинктов. Пример тому люди, рожденные с тенденцией к аскетизму и борьбе с нормальными требованиями их органов и желез; люди, которые стремятся обуздать и, возможно, уничтожить свое спонтанное ощущение бытия индивидуальной душой, вследствие ли побуждения к самотрансформации и святости, или же потому, что они стали добычей мощных разрушительных сил, которые стремятся уничтожить ощущение духовной Самотождественности, свойственное любому человеку. И тем и другим соответствует ретроградная Венера в карте рождения.
Возьмем карту Анни Безант, сначала выступающей за ограничение рождаемости, а затем ставшей видным теософом и президентом Теософского Общества со штаб-квартирой в Адьяре (Южная Индия). Г-жа Безант родилась в Англии 1 октября 1847 года: Солнце в знаке Весов в VI доме, за ним следует ретроградная Венера, Марс в Тельце (I дом) тоже ретроградный, ретроградный Уран восходит в Овне. Сатурн и Нептун тоже ретроградны, Меркурий в Весах директен, однако восходит после Солнца (то есть эпиметеанский). Юпитер директный, образует соединение с Луной в Х доме, в Раке, и тем самым квадрат с планетами Овна и Весов.
Такая карта указывает на сильно выраженные черты аскетического типа, то есть на личность, эмоциональная и социальная жизнь которой основана на самоотрицании и бунте против традиции, а жизненные энергии загнаны внутрь под влиянием напряженной уранианской воли к самотрансформации. Венера и Луна, однако, необычайно сильны по зодиакальному положению и аспектам; чувства очень интенсивны, но работают в условиях постоянного психологического кризиса. Все позитивные ценности отданы ментальным функциям (Меркурий и Юпитер единственные директные планеты (если не говорить о Солнце и Луне), но Меркурий и Юпитер связаны квадратом, а Уран в точной оппозиции к Меркурию. Солнце при рождении только что село, и осеннее равноденствие (годичный, так сказать, закат ) было лишь несколько дней тому назад: рождение произошло в лунный цикл, заключенный между двумя затмениями.
Продолжительный крестовый поход Анни Безант за контроль над рождаемостью является иллюстрацией, на определенном уровне, ее противостояния естественному течению жизненных сил. Позднее, уже как теософ, она объединяет страстную жажду духовной трансформации и оккультных сил с драматическим желанием преданно служить человечеству и высшим Существам с известной долей ментальной гордыни. Она поистине была необычной личностью, что и символизируется очень необычной картой рождения.
Совершенно иной является карта французского лидера Шарля де Голя, который сделался живым символом величия своей нации. В ней мы также находим Венеру ретроградной и вечерней звездой и вот вам глубокий мистический настрой де Голя. Это человек, эмоции которого отлиты в форму, полностью определенную национальной и религиозной традицией, человек без какого бы то ни было личного излучения, за исключением символа коллективных ценностей, но с почти компульсивным служением культурным и националистическим идеалам.
Знаменитый английский астролог Алан Лео тоже родился с ретроградной Венерой (а также ретроградными Меркурием, Марсом и Нептуном). Однако, Венера в его карте утренняя звезда. Он был теософом и испытал глубокое влияние оккультного подхода к жизни. Он существенно помог возрождению астрологии в англоязычных странах и, тем самым, распространению ценностей и умонастроений, противостоящих культурным тенденциям Англии XIX века.
Венера не может геоцентрически отстоять более, чем на 47о от положения Солнца, при таком наибольшем расстоянии образуется аспект полуквадрата. Отдалившись на это расстояние от Солнца, Венера, постепенно замедляясь, останавливается и становится ретроградной, как бы делая на небе петлю. В нижнем соединении Венера ближе всего к Земле, и это соответствует времени ее наибольшей яркости; затем она вновь движется директно и удаляется от Солнца в зодиаке, достигая своей величайшей скорости (около 1о15` в день) после верхнего соединения, то есть в тот период, когда Солнце находится между нею и Землей.
Я упомянул эти астрономические факты затем, что различие двумя типами соединений Солнца и Венеры не объясняется лишь разницей в направлении движения Венеры, но также разной скоростью этого движения. В нижнем соединении Венера движется не только ретроградно, но и медленно, она близка к Земле и через несколько дней становится максимально яркой. В верхнем соединении она движется директно и с максимальной скоростью. Обычные астрологические учебники просто говорят о соединениях Венеры и Солнца, как будто эти соединения имеют одно и то же значение. Но ведь очевидно, что это не так по крайней мере на психологическом уровне. Не следует, кроме того, пренебрегать тем фактом, что поскольку Венера не может удалиться от Солнца на угловое расстояние, большее 45о, отношение между этими астрологическими факторами в карте рождения нельзя определить лишь через те аспекты, которые они имеют друг к другу. Возможны только два из обычно рассматриваемых аспектов: полуквадрат (45о) и полусекстиль (30о).
Первый может быть назван диссонансом, а последний консонансом; однако этого еще недостаточно, чтобы понять природу взаимоотношений между Солнцем и Венерой в качестве двух факторов эмоциональной жизни личности. Именно по этой причине столь важно различие между Венерой-Люцифером и Венерой-Гесперус; было бы разумным включить в психологический анализ более тонкие характеристики, связанные со скоростью движения Венеры, а также (как указывает Чарльз Джейн) рассмотреть, является ли это движение ускоряющимся, замедляющимся или сохраняющим свою скорость.
В заключение, мне представляется важным добавить некоторые замечания, относящиеся к карте рождения Гитлера; в особенности потому, что многие астрологи сомневаются в том, что Гитлер имел в качестве своего восходящего знака Весы, ведь у Весов репутация наиболее гармоничного знака зодиака. Говорить так, значит предавать забвению главную истину астрологии: любой фактор в астрологии может быть как положительным, так и отрицательным, как конструктивным, так и деструктивным. Тоталитарный идеал будет гармоничным в той мере, в какой гармония означает процесс единения; тоталитарное государство стремится к единодушию, но это единодушие негативного рода и основано на безжалостном исключении всего того, что отказывается быть принужденным к единству. Поистине характер Гитлера соответствовал символу Весов в негативном ключе; управляющая им планета Венера, ретроградная при соединении с Марсом в Тельце, образует квадрат с Сатурном во Льве в Х доме. Очень сильная Венера, согласно обычному астрологическому способу измерения силы планеты, но эта сила обращена против жизни.
Сабианским символом для градуса соединения Марса и Венеры у Гитлера является символическая битва между Мечами и Факелами (масти в колоде Таро). Здесь сосредоточена битва между мощью и просветлением, расколовшая человечество на пороге неизмеримых возможностей, открытых перед ним промышленной революцией, а позже атомной энергией. Вся эмоциональная и личная жизнь фюрера была сконцентрирована на этом пункте; он стал символом этой борьбы для миллионов. Насильственный характер того способа, которым он разрешал эту проблему для себя и для мира, можно усмотреть в том, что ретроградная Венера находится на самой грани от того чтобы, так сказать, упасть в руки Марса : носитель ценностей попадает в руки насилия , внутреннее в руки внешнего .
Соединение Марса с ретроградной Венерой является специфической чертой цикла взаимоотношений Марса-Венеры. В каждом пятом соединении этих планет Венера ретроградна, и это случается каждые 77 месяцев. Эти специфические соединения имеют, кроме того, цикл повторений в том же самом зодиакальном знаке (с запаздыванием около 7о20`) с периодом в 32 года. Они обозначают, без сомнения, моменты величайшей интенсивности в эмоциональной жизни человечества. В такие времена люди должны быть готовы к переориентации своего чувства ценности в эмоциональных отношениях, к реполяризации своего ощущения Я есмь Я и к посеву новых семян действия.
Гитлер сделал это своим темным путем. Через 33 года после его рождения Марс и ретроградная Венера снова встретились в Тельце (апрель 1921 года). Германская рабочая партия была организована годом раньше. Гитлер был на пути к власти, ибо старые культурные структуры Германии были разрушены инфляцией. Все могло произойти тогда даже великая духовная метаморфоза. А то, что произошло, теперь уже принадлежит истории.

Глава XII

Марс в карте рождения

Марс первая планета вне земной орбиты. Это обстоятельство, в сочетании с красным цветом и другими ассоциациями, сделало из него в астрологическом символизме фокус всяческого высвобождения энергии и обновления деятельности в человеческом земном бытии то есть в теле и в тех аспектах личности, которые обусловлены энергиями и процессами жизни на земле. Марс символ мышечной деятельности и, кроме того, разнообразных желаний и стремлений, которые заставляют человека двигаться, то есть менять статическое положение равновесия, которого он уже достиг.
А поскольку существеннейшая характеристика духа гармония и равновесие, то всюду везде, где мы видим движение духа от одного состояния к другому, объемлющему и интегрирующему, причиной этого движения можно считать действие, символизируемое Марсом. Более конкретно это означает, что если человек в ладу с самим собой и внешним миром в рамках определенного отношения к жизни и к обществу, необходим импульс Марса, чтобы он мог вырасти до новой точки зрения и до объемлющей точки духовно-ментального равновесия, подняться до более широкого осознания своей жизни и своей самости. Импульс Марса обязательно нарушит равновесие, породит неуверенность, неудовлетворенность, беспокойство и наконец, какую-то внешнюю деятельность. Когда человек хочет прикоснуться к объекту, потому что испытывает потребность включить ощущение этого объекта в свое осознание внешнего мира, он должен поработать мышцами. Ходьба есть акт передвижения к объекту или от него. Этот акт состоит из серии падений и быстрых удержаний от падений. Марс производит падения. Венера восстановливает равновесие. Каждый шаг, совершаемый во время ходьбы, включает в себя действие этих основных жизненных сил.
И это справедливо для всех форм деятельности. Действовать значит терять равновесие, выпадать из состояния равновесия, из мира самодостаточного удовлетворения и безмятежности. Эта свойственная Марсу центробежная тенденция должна рано или поздно уравновешиваться последующим центростремительным импульсом Венеры или же человек переживет полное падение, которое остановит лишь сопротивление окружающего (пол, земля) и которое может иметь деструктивные результаты. Это верно и для случая, когда символизируемое Марсом внешнее желание выражается в физическом действии, и для психологических эмоций ("e-motion" означает движение наружу ).
Марс, таким образом, противник статус кво, мира и отдыха, всех ограниченных и частных видов равновесия. Именно поэтому он понимался в древних мифологиях не только как бог войны, но всюду, где религия появлялась как оправдание и обожествление некоторого установленного порядка, как противник духа. И все же функцию Марса саму по себе не стоит рассматривать как последнюю причину направленных вовне импульсов жизни. Если человек достаточно сильно хочет прикоснуться к объекту, так что это заставляет его напрячь мышцы и двигаться к объекту (или к психологической цели), это происходит потому, что объект приобретает, хотя бы на мгновение, определенную ценность. Человек желает того, что он ценит в данный момент больше того, что имеет; а чувство ценности создается функцией Венеры, чаще всего совместно с функцией Меркурия, относящейся к памяти, к способности ассоциировать образы и понятия.
Действительно, Марс следует рассматривать как слугу Венеры и Меркурия в той мере, в какой Марс управляет механикой действия (мышцами, волей и т.п.), того действия, которое выражает и актуализируюет вовне ментальные и эмоциональные директивы Меркурия и Венеры в особенности, когда эти планеты поднимаются перед Солнцем (Меркурий-Прометей и Венера-Люцифер). Вместе с тем в многочисленных случаях желание и импульс к действию опережают чувство ценности и дают себе волю, мышечный тонус или напряжение столь велики, что мышцы должны двигаться, неважно для чего. Секреция адреналиновых желез, в значительной степени управляющая способностью мышц к действию, может быть столь обильной, что человек испытывает неопреодолимое желание что-нибудь сделать , и гнев неуправляемое высвобождение отрицательной эмоции прорывается, вынуждая обычно к деструктивным поступкам. Так, нация может создать столь сильную армию и дать столь много власти генеральному штабу, что последний будет постоянно стремиться к войне, вне зависимости от того, чувствует ли народ ценность или логическую необходимость таких агрессивных шагов.
Возможно и противоположное. Стремление к агрессивному движению или хотя бы к сравнительно мирной инициативе в любой ситуации слабы. Человек не может заставить себя действовать из-за постоянной усталости, из-за пониженного мышечного тонуса или из-за ментальной напряженности и неразберихи (Меркурий) и неспособности сопоставить одну вещь с другой по ценности (Венера). Консультирующему психологу часто трудно определить сразу, что является причиной, а что следствием; именно здесь астрология может оказать большую пользу психологическому анализу. Сила и слабость Марса и соответствующие характеристики Венеры и (в меньшей степени) Меркурия будут сразу показывать, где следует искать фокус недуга.
Если сводить указания на силу или слабость Марса в том или ином знаке к традиционным представлениям об управлении, экзальтации, заточении и падении, ни одной частной проблемы психологического стресса не решить. Марс в Весах или в Тельце может быть таким же,психологически говоря, нормальным и здоровым, как в Овне или Скорпионе. Психологические трудности возникают как результат определенных типов отношения к другим планетам, или ретроградности, или специальных акцентов, связанных с положением по дому. Кроме того, нужно все время помнить, что преодоление психологических трудностей делает их источниками силы и новых способностей.
Классический пример комплекса, связанного с функцией Марса, являет собой карта рождения Фрейда, основателя психоанализа (6 мая 1856 года, ок. 9 ч. 17 мин.). В этой карте все, что несет в себе стресс, имеет отношение к Марсу, и все же Фрейд достиг великой славы и возглавил большое движение, наложившее отпечаток на все культурные и социальные сферы жизни. И как раз интенсивное сосредоточение на функции Марса при всевозможном давлении и напряжении дало Фрейду его творческую силу. Эта карта типично символизирует фрейдовскую глубинную психологию и историческую реакцию против фрустраций и извращений, наложенных на марсианскую функцию европейским обществом (особенно викторианской эпохи).
В карте рождения Фрейда Марс ретроградный в 4о Весов; он находится около надира, будучи единственной планетой под горизонтом; образует оппозицию к Юпитеру в X доме, сексквиквадрат (135о) к Урану и Солнцу посреди Тельца, квадрат к Сатурну. Кроме того, он составляет трин с Луной, единственный трин в карте, но Луна в полуквадрате к Венере в Овне, а Солнце в полуквадрате к Сатурну и Юпитеру, квадрат которых оно разделяет. Марс также в аспекте 150о (квинконс) к Плутону на вершине XI дома.
С точки зрения традиционной астрологии ретроградный Марс в Весах должен считаться слабым, а если учитывать все плохие аспекты весьма мрачно и коварно разрушительным. Но сказать так значит не объяснить Фрейда и его индивидуальный гений. Я уже писал однажды, что карта Фрейда хирургический нож, безжалостно пронзающий и вычищающий абсцессы и опухоли глубокого подсознательного, дающий выход ядам, которые порождены социальным обманом и вытеснениями, созданными в эпоху Рыб (Нептун и Юпитер в Рыбах). Это карта мусорщика души. Он мог стать преступником или неизлечимым психотиком, но фокусировка на Марсе настолько ярка, что можно предположить, что вся эта энергия может быть употреблена весьма своеобразно. Фрейд использовал ее, строго говоря, действительно разрушительным образом; но эта деструкция была на службе потенциального улучшения здоровья. Фрейд был величайшим из всех мусорщиков на переломе века* ( Мусорщиками называют, кроме прочего, журналистов, занимающихся разоблачением разного рода махинаций. Прим. перев.). А разоблачал он не социальные и экономические злоупотребления, а зло в социальных установках человека (Весы) зло, порожденное в основном отношением человека к его родителям (Марс находится в четвертом доме), или, скорее, интеллектуальными и социальными продуктами этого отношения, когда оно неадекватно, извращено или негармонично. Т-конфигурация, связывающая Юпитер, Сатурн и Марс, характеризует напряжение, создаваемое социальными ценностями и традицией, отравляющее сам источник эмоционально-сексуальной жизни. Фрейд, будучи евреем, испытал на себе многочисленные злоупотребления и унижения такого рода. Отец (Сатурн на вершине XII дома) был для него, возможно, символом социального осуждения, мать же (Луна в трине с Марсом) объектом напряженной горячей любви. Нужно также заметить, что Марс и Венера находятся во взаимной рецепции , то есть Марс управляет знаком, в котором находится Венера (Овен), а Венера знаком, где находится Марс (Весы). Это придает эмоциональности особую силу, и без сомнения, это помогло Фрейду преодолеть и использовать свои комплексы. Способность к этому видится в революционном, но вдохновенном соединении Солнца и Урана, а особенно в квинтиле Юпитера и Луны, управительницы карты. Два секстила: Нептуна к Солнцу и Урану, Венеры к Сатурну также дали Фрейду способность хорошо организовать необычный психологический материал.
Планетная структура карты принадлежит к тому типу, который Марк Джоунз называет ведерком , причем Марс ручка . Этот тип карты, по Джоунзу, указывает на особое и крайне бескомпромиссное направление жизненных усилий... в лучшем случае это подлинный руководитель и вдохновитель других, в худшем смутьян и бунтовщик. Так или иначе, это человек, глубоко погружающийся в жизнь и с неослабевающим усердием выносящий на всеобщее обозрение материал своего опыта. В карте Фрейда мы видим концентрацию планет на зодиакальной дуге, чуть более широкой, чем квадрат между Нептуном (20о Рыб) и Сатурном (в соединении со звездой Бетельгейзе в 28о Близнецов). Энергия всей этой группировки в весенних знаках зодиака высвобождается с драматической силой через осенний Марс.
Здесь мы сталкиваемся с парадоксом, ибо весенние знаки отвечают за спонтанное течение желания жить и за стремление к воспроизведению за либидо фрейдовской психологии. Нормально Марс служит каналом и даже субстанцией либидо. Но в карте Фрейда Марс не в весеннем знаке, а рядом с точкой осеннего равноденствия; более того, он ретрограден, то есть движется против течения солнечных жизненных сил. Жизненная энергия Фрейда тесно связана с обстоятельствами весеннего высвобождения; но Марс, который делает это высвобождение возможным, ориентирован в направлении, противоположном высвобождению! Ясно, что внутренние конфликты основателя психоанализа должны были быть очень острыми. Чтобы избежать внутренних взрывов, нужно было найти высвобождение. Какое? Единственно возможное то, которое разрушало сами социальные условности и ценности, связанные со знаком, в котором находился Марс, с Весами. Фрейд должен был стать иконоборцем, разрушителем идолов. Его ужасающая марсианская энергия должна была так повернуть напор мужского либидо, чтобы трансформировать его в хирургический нож. На этом пути столь сильный комплекс мог быть использован ради социальных целей. Разрушительность следовало ориентировать на реформу и таким образом поставить на службу жизни и Богу.
В некоторых случаях такая карта рождения могла указывать на жестокие психологические трудности. Но здесь Солнце хилег (символ здоровья и стабильности) в Тельце, а ретроградный Марс часто указывает на упорную жизненность. Он никак не означает сам по себе слабое тело, вместе с тем, он может указывать на некоторые ненормальные условия в функциях, управляемых Марсом.
Хотя ретроградная планета теоретически указывает на функцию, деятельность которой направлена против естественного течения жизненных энергий, термин против не означает обязано вражду . Когда в музыкальном мотете два голоса образуют контрапункт, причем один движется вверх, а другой вниз, это не означает, что они борются между собой, они дополняют друг друга. Другой пример: если два человека отправляются из Лондона, желая изучить земной шар по лондонской широте, они смогут сделать это скорее, если будут продвигаться в противоположных направлениях. Встретясь на противолежащей точке, они обнаружат, что вдвоем обошли весь земной шар. Обменявшись результатами своего опыта, оба достигнут глобальной точки зрения: на шаре (на глобусе) противоположности сходятся.
Ретроградные планеты движутся в направлении, противоположном движению Солнца и Луны, но таким путем они могут доделать то, что не было завершено ранее в прямом движении. Они могут расплатиться за греховные деяния и недеяния в период прямого движения. Если они движутся против течения жизненных сил, целью может быть разрешение проблем, оставленных позади в вечно поступательном потоке эволюции и времени, искупление переживаний, фрустрированных комплексами или препятствиями социальных условностей и предрассудков.
Жить значит постоянно встречать вызов новых обстоятельств, порождаемый или внутренним ростом и расширением, или изменениями в окружающем. Человек (да и человечество в целом) редко встречает этот вызов настолько хорошо, чтобы ничего не оставить нерешенным. Горький осадок и тяжелые воспоминания скапливаются в глубинах личности, так же как и отходы, неизбежные даже после нормальной успешной деятельности. Все это значит, что возникает нужда в очистке и прояснении нужных для действия средств и орудий после того, как действие совершено и это самая обычная ситуация! Человек может нуждаться в том, чтобы вновь пройти по своим следам, попробовать снова заняться тем, что не удалось, вернуться к прошлому за пониманием того, что действительно случилось. Учиться у жизни значит полностью ассимилировать урожай опыта, не отвергая ничего из-за страха или смущения. Ведь отвергнутое попадает в яму подсознания, чтобы там гнить и распадаться. Ретроградные периоды планет время вернуться к прошлому, очистить ум и душу от лишнего материала и исправить нанесенный им вред, а может быть, принять новый способ действия, новую технику.
Ретроградные периоды Марса особенно важны, ибо Марс это способность действовать в мире, от центра наружу. Многие из самых тяжких бед и зол в обществе и в человеке происходят от неправильного желания и дурной инициативы, этих символизируемых Марсом способностей. Ретроградные периоды Марса отличаются, однако, от аналогичных периодов внутренних планет, Венеры и Меркурия; в середине таких периодов Марс находится в оппозиции к Солнцу, а не в соединении. Психологически говоря это самый важный для нас факт. Потребность и способность искупать грехи, исправлять ошибки в отношении внутренней жизни ума и чувства (Венера и Меркурий) обретаются в новом подходе (астрологически в соединении) к солнечному центру жизни и самости. А что касается способности желания, то для искупления ошибок и разрешения проблем, порожденных субъективной вовлеченностью во внешние объекты или лица, нужны объективность и перспектива. И вот это результат оппозиции планеты к Солнцу, то же, что дает полная Луна.
Другими словами, если что-то было не в порядке с функцией Марса (или если она не могла функционировать вообще), время для того, чтобы вновь привести ее в порядок и разрешить порожденные ею проблемы это период, когда Марс находится в оппозиции к Солнцу. В это время (по крайней мере астрологически) Марс полностью освещен Солнцем и значение всего, что он символизирует, можно увидеть с наибольшей объективностью. Оппозиция Марса и Солнца, как было сказано, центр ретроградного периода Марса, и в этом ключ к значению всего периода. Время рождения Фрейда близко к концу такого ретроградного периода Марса, а оппозиция Марса к Солнцу прошла более, раньше чем на месяц (2 апреля) в 13о Овна, близко к апрельскому новолунию в 16о Овна (5 апреля) кстати, это было еще и солнечное затмение, во время которого Меркурий, Венера, Юпитер и Нептун образовали соединение в Рыбах, в квадрате к Сатурну.
Можно сказать, что первая половина ретроградного периода Марса вплоть до оппозиции с Солнцем приготовление к этому кульминационному пункту. В основном после оппозиции обретается возможность поставить на службу прогрессивным целям то, что сначала казалось разрушительным; достигается катарсис. Глубинная психология психология эго-катарсиса. Ее задача в том, чтобы очистить душу, внутренную жизнь человека от продуктов диссонанса, лихорадочного возбуждения или фрустрированной и извращенной деятельности.
Психологический подход, описанный в работах Адлера, представляет полную противоположность подходу Фрейда. Поэтому-то очень интересно обнаружить, что в карте рождения Адлера Марс директный и в соединении с Солнцем, а рядом с этим соединением ретроградные Меркурий и Венера. Главная проблема Адлера касалась внутренней жизни его мышления и чувствования, его ценностей. С другой стороны, он мог опереться на импульсивный и уверенный в себе Марс (в соединении с Солнцем в IX доме, в Водолее). Его комплекс неполноценности был основан на чувстве фрустрированных ценностей: он чувствовал себя неполноценным и реагировал на это комплексом превосходства бравадой эго и философией преувеличенного оптимизма и самоуверенности. У Фрейда же главная проблема возникала в связи с фрустрированными желаниями. Он страдал не столько от собственной неполноценности, сколько от препятствий со стороны общества и традиции. Он был бунтовщиком, чье смелое восстание было повернуто в ценном направлении в качестве очищающей силы. При анализе ретроградного Марса в картах рождения, а также всего ретроградного периода Марса в связи с транзитами и мировыми событиями, важные указания дают его аспекты в особенности соединения. Эти аспекты показывают, иногда очень ясно, тип энергий, которые можно использовать в процессе переориентации марсианской функции. Планеты, образующие аспекты, могут в наибольшей мере способствовать этому процессу, или по меньшей мере, они укажут, что надо сделать для очищения и реполяризации функции Марса.
Марс образовывал трины и оппозиции с Меркурием и Венерой, будучи ретроградным перед рождением Фрейда, но не имел соединений ни с одной планетой. Важной характеристикой этого периода была оппозиция Марса солнечному затмению, что следовательно является ключом к процессу переориентации Марса в этот момент. Это происходило перед рождением Фрейда, следовательно, мы можем считать это указанием на наследственное или духовное прошлое, то есть на кармический, остаточный (расовый или культурный) фактор в его бессознательном.
Марс ретрограден в течение менее чем одной десятой части времени, проходящего между его последовательными соединениями с Солнцем (около 25 месяцев). Следовательно, в среднем из каждых десяти человек один рождается с ретроградным Марсом. Конечно, из этого нельзя выводить слишком многого, но все же такое положение встречается достаточно часто, так что можно установить определенные характеристики в отношении эмоциональной жизни и способности к самовыражению.
В книге 1001 карта рождения приводится много случаев ретроградного Марса. По крайней мере один из них карта рождения преступника; другая карта Папы Пия V. Разумеется, это весьма разные личности, и все же в обеих психолог без сомнения нашел бы определенные комплексы, некоторые важные фрустрации жизненной силы, являющиеся ключом к странностям их эмоционального, а возможно, и биологического темперамента.


Rambler's Top100 MAFIA's Top100