Главная страница


  
Консультация специалиста
Библиотека
Фотогалерея
Download
Дело Астрологии
Расклады Таро
Школа для дебютантов
FAQ
Архив

Прогнозы
Форум
Проверь себя
Тема месяца
ЦДЖП
Календарь
Информация к размышлению
Links
Доска объявлений


Лучшие статьи об астрологии.
РЕНЕ ГЕНОН




Рене Генон (15 ноября 1886 - 7 января 1951) вовсе не астролог. Тем не менее его высказывания об астрологии крайне интересны. Родившейся в Блуа в семье архитектора, придерживающейся строгих католических традиций, получивший математическое образование в Париже, Рене Генон стал одним из немногих европейцев, проникших в эзотерические восточные учения и получившим реальные посвящения, ведущие человека к реализации его бессмертия. В системе знаний, которой он обладал, астрология играла свою роль, но была при этом лишь вспомогательной наукой.

Наставником, определившим путь Генона, стал индус, принадлежавший к школе Адвайта, однако, как часто бывает с истинными духовными учителями, известно о нем удивительно мало. Тем не менее, выражая признательность этому вожатому на пути Знания, Генон скажет, что "тем, что у нас есть интеллектуального, мы обязаны исключительно Востоку". Среди людей, повлиявших на Генона нужно назвать также видного арабского богослова Абд-эр-Рахман эль-Кебира, памяти которого он посвятил свою книгу "Символика креста" и трех европейцев: принявших ислам Леона Шампрено, известного под исламским именем Абд-эль-Хакк - Служитель Истины, и шведского ориенталиста Иоганна Густава Агели, которые первыми ввели Генона в круг суфистских понятий, а также графа Альбера де Пувурвиля - отставного французского офицера и дипломата, много лет прослужившего в Китае, где он принял даосское посвящение.

В 1912 г. Генон принимает ислам и берет себе арабское имя Абд-эль-Вахед Яхья - Служитель Единого. При этом он всегда подчеркивал, что акт этот носил очень личностный характер и ни в коей мерой не был вероотступничеством, но "если Религия по форме едина, то различные религии могут быть лишь ответвлениями первозданной Доктрины" и человек, постигший трансцедентное единство религий, проникается "чувством всеобщности", позволяющим перейти от одной экзотерической формы к другой. В 1930 г. он навсегда покидает Европу и уезжает в Каир, где женится на дочери одного из шейхов, чей род принадлежал к фатимидам - потомкам Пророка по женской линии.

Генон вовсе не считал себя открывателем каких-то истин или создателем собственного учения. Более того, он всегда утверждал, что в метафизике, то есть в познании принципов универсального порядка, "абсолютно невозможны открытия; ведь поскольку речь идет о способе познанная, не прибегающем ни к какому специальному и внешнему средству исследования, то все, что поддается познанию, могло быть в равной степени познано определенными людьми во все эпохи." Цель и значение своей деятельности он видел совсем в ином: "Насколько нам известно, никто, кроме нас, не излагал на Западе подлинных восточных учений; мы же делаем это так, как сделал бы на нашем месте любой житель Востока, приведи его к тому те или иные обстоятельства, то есть не в целях "какой бы то ни было "пропаганды" или "популяризации" и единственно ради тех, кто способен усвоить эти учения такими, какие они есть, не пытаясь исказить их в угоду общедоступности." В основе всего, что говорил Генон, лежала Традиция - совокупность "нечеловеческих" знаний, передаваемая из поколение в поколение кастой жрецов или иными институтами подобного рода. "Традиционной цивилизацией, - писал он, -мы называем цивилизацию, основанную на принципах в прямом смысле этого слова, то есть такую, в которой духовный порядок господствует над всеми остальными, где все прямо или косвенно от него зависит, где как наука, так и общественные институты суть лишь переходящее, второстепенное, не имеющее самостоятельного значения приложение чисто духовных идей." В соответствии с общим ходом вселенского проявления, которое ведет от Единого к множественному, Первозданная Традиция распалась на ряд отдельных традиционных форм, каждая со своей системой второстепенных традиционных наук: алхимией, астрологией, нумерологией и т.д. Все эти науки носят символический характер, "ибо учение, касающееся невыразимого, может быть преподано лишь с помощью соответствующих символов, служащих подспорьем для созерцания."

Генон утверждал, что "бытие есть только проявление небытия и содержится в нем в потенциальном виде." "Бесконечность принадлежит совокупности бытия и небытия, ибо лишь она тождественна вселенской возможности." Эта "вселенская возможность" для Генона и является Абсолютом. "Вселенская возможность" ничего не творит, а лишь последовательно проявляется в своих двух аспектах - бытии и небытии, как чередование дня и ночи, как выдох и вдох. Полный цикл такого проявления Генон именовал санскритским термином "кальпа". Этот цикл подразделялся на подциклы, носящие в индуистской традиции название "манватар" - "юг". Каждый подцикл повторяет в миниатюре схему проявления, заложенную в кальпе. Внутри каждого подцикла действуют две противоборствующие тенденции - нисходящая и восходящая. Общий ход проявления, или манифестации, состоит, таким образом, в последовательном движении от "чистой духовности", отождествляемой с "чистым бытием" к окончательному "низвержению в материю".

Это учение о цикличности необходимо учитывать, читая те работы Генона, что предлагаются Вашему вниманию. Они взяты из книги "Основные символы священной науки", вышедшей уже после его смерти в 1962 году и собравшей под одной обложки статьи Генона, опубликованные в различных традиционных журналах.


К настоящему времени ряд книг Генона вышел на русском языке: Укажем также журнальные публикации статей и отдельных глав работ "Общее введение в изучение индуистских доктрин" и "Символика креста": Подробную статью Ю.Стефанова "Рене Генон и философия традиционализма" см. "Вопросы философии", 1991, № 4. Его же статьи "Рыцарь Традиции" в "Литературном обозрении", 1994, № 4 и "Рене Генон, великий суфий, тамплиер ХХ века" в "Науке и религии", 1994, №8.

ИЕРОГЛИФ РАКА

Рене Генон

По ходу изложения различных предметов нам часто случалось упоминать о символическом значении годового цикла, которому присущи две стадии: восходящая и нисходящая; в связи с этим особое внимание уделялось двум вратам солнечного солнцестояния, которые соотносятся с фигурой Януса у латинян также как с Ганешей у индусов1. Чтобы правильно понять всю важность этой символики, необходимо помнить об аналогии, благодаря которой каждая часть Мироздания соотнесена с целым, в силу чего законы всех циклов, к какому бы уровню они не принадлежали, - подобны, и поэтому, скажем, годовой цикл может быть взят как уменьшенный, а следовательно - более понятный образ для великого космического цикла (свидетельство тому - название Великий Год, употребляющееся по отношению к последнему), и как концентрированное выражение всего процесса универсальной манифестации. Более того, именно это и делает астрологию космологической наукой в строгом смысле слова.

Отсюда следует, что две "точки остановки" на пути движения Солнца (таков этимологический смысл слова "solstice" -"солнцестояние") должны соответствовать двум крайним фазам в ходе развертывания манифестации, рассматриваем ли мы таковую во всей ее полноте, или берем лишь какой-то один из составляющих ее циклов; таких циклов неисчислимое множество, и они есть ни что иное, как различные состояния или степени Универсального существования. Если более частным образом приложить все это к циклу индивидуальной манифестации, - в данном случае к существованию в человеческом состоянии, будет легко понять, почему пара врат солнцестояния традиционно обозначается как "врата людей" и "врата богов". "Врата людей", что соответствуют летнему солнцестоянию и зодиакальному знаку Рака, - это проход, через который осуществляется снисхождение к индивидуальной манифестации. "Врата богов", соответствующие, в свою очередь, зимнему солнцестоянию и зодиакальному знаку Козерога, - это выход из индивидуальной манифестации и переход к высшим состояниям, в которых боги (дэвы индуистской традиции), или, если пользоваться другой терминологией, "ангелы", с метафизической точки зрения олицетворяют сверхиндивидуальные состояния бытия2.

Если мы рассмотрим распределение знаков Зодиака по тригонам, согласно четырем элементарным стихиям, то увидим, что знак Рака соответствует "глубинам вод"; в космогоническом смысле это означает эмбрионическое окружение, в которое помещены семена манифестированного мира. На "макрокосмическом" уровне эти семена соответствуют Брахманде или "Мировому яйцу"; на "микрокосмическом" - пинде, формальному прототипу индивидуальности, пред-существующем в тонкой форме с самого начала циклической манифестации и определяющей одну из возможностей, которая должна развернуться в ходе этой манифестации3. Это может быть связано еще и с тем, что именно в Раке находится обитель Луны, ведь та, как известно, имеет самое непосредственное отношение к воде, и подобно самим водам, олицетворяет пассивный и пластичный принцип манифестации: сфера Луны - это, фактически, "мир формирования", или та область, где на тонком уровне происходит выработка форм, - начальная точка индивидуального состояния4.

В астрологическом символе Рака мы видим зерно, которое взято в наполовину проросшем состоянии, что точно соответствует тонкому уровню; здесь речь идет не о телесном эмбрионе, но об упомянутом выше прототипе формы, существующем в сфере психических проявлений или "промежуточном мире". Более того, изображение зерна идентично санскритскому u - спиральному элементу, который в акшаре или священном слоге AUM (Ом) связует между собой точку (m), олицетворяющую изначальную непроявленность, и прямую линию (а), изображающую полное развитие манифестации в грубом или телесном состоянии.5

К тому же зерно здесь удвоено; оно представлено в двух положениях, одно из которых является инверсией по отношению к другому, что говорит о двух взаимодополняющих сущностях. Это ян и инь Дальневосточной традиции, а объединяющий их известный символ является , фактически, сходной формой. Этот символ, олицетворяющий круговое движение внутри цикла, фазы которого связаны с попеременным доминированием ян и инь, неотделим от других знаков, имеющих самое важное значение с точки зрения традиции - таковы свастика и двойная спираль, - последняя соотнесена с символикой двух земных полусфер. Ян и инь, светлое и темное (ян изначально означал светлую сторону, а инь - темную) - это две половинки "Мирового яйца", вобравшие в себя одна - Небо, а другая - Землю.6 Точно так же, в силу аналогии между "микрокосмом" и "макрокосмом", применительно к любому существу ян и инь - это две половинки изначального Андрогина, в символическом описании которого главный акцент делается на том, что он был существом сферической формы.7 Эта сферическая форма - форма совершенного существа, которая в потенциальном состоянии заключена в изначальном зерне и должна быть восстановлена во всей своей действительной полноте на протяжении развертывания индивидуального цикла.

C другой стороны, следует отметить, что каждый элемент рассматриваемого иероглифа повторяет форму раковины (шанкна), имеющей к воде самое непосредственное отношение, и олицетворяющей при этом тот сосуд, в котором будут сохранены семена будущего цикла в период пралайи или "внешнего растворения" мира. Эта раковина - вместилище изначального и не подверженного распаду звука, (акшары), слога AUM, который, благодаря трем его элементам (матрас), есть сама сущность тройственной Веды; таким образом, Веда существует вечно, будучи заключена сама в себе прежде всех миров, но во время космических катаклизмов, разделяющих различные циклы, она спрятана или сокрыта, чтобы потом вновь проявиться в начале каждого из них.8 Более того, это начертание может быть дополнено, и тогда оно само станет ашхарой: представим прямую линию (а) накрывющую и запирающую раковину (u), которая содержит внутри себя точку (m) или сущностный принцип всякого бытия9. В силу горизонтальной протяженности прямая линия одновременно олицетворяет "поверхность Вод" - субстанциональное окружение, в котором будут развиваться зерна (в восточной символике это развитие символизирует распускающийся цветок лотоса) после того, как кончится период помрачения (сандхья). Если мы будем следовать этой схеме и дальше, мы получим фигуру, которую можно описать, как раковину, которую повернули вдоль оси и она раскрылась, чтобы зерна могли покинуть ее, ссыпавшись вдоль прямой линии, теперь ориентированной по вертикали и направленной вниз - именно так направлено развертывание манифестации, берущей начало в неманифестированном принципе.10

Из двух положений раковины, просматривающихся в символе Рака, первое соотнесено с Ноевым ковчегом (или Сатьяварой индуистской традиции), который может быть представлен как нижняя половина окружности, ограниченная горизонтальным диаметром и содержащая внутри точку, в образе которой синтезированы все зерна в состоянии их полной сокрытости.11 Второе положение символизирует радугу, появляющуюся "во облацех", то есть в области "Вышних вод", в мгновение, отмечающее восстановление порядка и воссоздание всех вещей в изначально незамутненном виде, покуда длится катастрофа и ковчег плывет по океану Нижних вод. При этом радуга - верхняя половина той же окружности; воссоединение этих двух фигур, взаимно друг друга дополняющих и являющихся инверсией друг друга, образует полную окружность или близкую к окружности фигуру, тем самым восстанавливая изначальную сферическую форму. Эта окружность - вертикальное сечение сферы, чье горизонтальное сечение олицетворяет идущая по кругу стена, которая опоясывает земной Рай.12 В дальневосточном символе ян-инь можно найти те же две полуокружности, но они смещены из-за удвоения центра, олицетворяющего поляризацию; для каждого состояния манифестации последняя аналогична поляризации Сат или чистого бытия на Пурушу-Пракрити в ходе универсальной манифестации.13

Эти замечания не претендуют на то, чтобы быть исчерпывающими и, вне сомнения, относятся лишь к некоторым аспектам символа Рака. Но, по крайней мере, в качестве примера они должны послужить наглядным доказательством того, что в традиционной астрологии было нечто, далеко выходящее за рамки "искусства предсказаний" или "науки догадок", каковой астрология представляется современному человеку. На самом деле, она содержала в себе все, что можно найти в других науках того же порядка, выраженное в иной форме, как мы уже указывали в наших штудиях о "науке письма"14; и все это придавало этим наукам истинно посвятительную ценность, в силу которой они действительно могут считаться неотъемлемой частью "Священной науки".

Солнечные врата

Мы уже говорили, что двое врат Зодиака, являющиеся входом и выходом из "космической пещеры" - некоторые традиции называют их "вратами людей" и "вратами богов" - должны жестко соответствовать двум солнцестояниям. Уточним, что первые соответствуют летнему солнцестоянию, то есть - знаку Рака, а вторые - зимнему солнцестоянию и знаку Козерога. Чтобы понять, что лежит в основе этих соответствий, следует вспомнить о делении годового цикла на две части: "восходящую" и "нисходящую". Первая половина года - период, когда солнце движется к северу (уттараяна), от зимнего солнцестояния к летнему; вторая же отмечена движением солнца к югу (дакшинаяна), от летнего солнцестояния к зимнему15. В индуистской традиции восходящая фаза соотносилась с дэва-яна ("путь богов"), а нисходящая - с питри-яна ("путь предков")16, эти же имена были даны и вратам, о которых мы говорили. Через "врата людей" вступают на питри-яна, через "врата богов" - на дэва-яна. Тем самым, они должны приходиться на начало соответствующих фаз, первые - на момент летнего солнцестояния, а вторые - на момент зимнего солнцестояния. Но в таком случае речь идет не о входе и выходе, а о двух различных выходах, ибо данная символика рассматривается здесь под иным углом зрения, нежели тот, что был специально связан с описанием инициастической функции пещеры, хотя эти два подхода ничем не противоречат друг другу. По сути, "космическая пещера" интересует нас сейчас как место, где бытие манифестирует себя. Бытие, манифестированное здесь в каком-либо состоянии - скажем, в облике человека, - покидает "пещеру" через одни из врат, - какие именно, зависит от духовного уровня, достигнутого в период существования здесь. Это могут быть врата питри-яна, когда сущность должна будет еще раз вернуться к манифестированному состоянию, что естественно олицетворяется повторным входом в "космическую пещеру". В другом случае, когда речь идет о дэва-яна, возвращения в манифестированный мир более не происходит. Одни из этих врат являются и входом, и выходом, тогда как через другие осуществляется окончательный исход из мира проявлений; но, что касается инициации, - именно в этом бесповоротном исходе состоит ее конечная цель, и обладающая бытием сущность, вошедшая через "ворота людей", когда цель действительно достигнута, покидает мир манифестаций через "врата богов"17.

Мы уже объясняли, что ось солнцестояний, проведенная через Зодиак, перпендикулярна оси равноденствий, и внутри годового солнечного цикла должна рассматриваться как проекция полярной оси Север-Юг. В силу закона символических соответствий, зимнее солнцестояние образует Северный полюс года, летнее солнцестояние - Южный, а два равноденствия - весеннее и осеннее - Восток и Запад18. И хотя ведическая символика предполагает, что ворота дэва-локи19 расположены на Северо-востоке, а питра-локи20 - на Юго-западе, это следует рассматривать лишь как более точное указание на направление движения годового цикла. В соответствии с указанной нами аналогией "восходящий" период простирается с Севера - через Восток - до Юга. Таким же образом, "нисходящий период" - с Юга - на Запад - до Севера21. Тем самым можно внести поправку: "врата богов" расположены на Севере и обращены к Востоку - последний всегда рассматривался как сторона, связанная со светом и жизнью, а "врата людей" расположены на Юге и обращеы к Западу, который всегда был связан с тьмой и смертью; это полностью соответствует определению, утверждающему, что есть "два пути ухода из этого мира: один при свете, а другой во тьме. Если человек уходит при свете, он больше не возвращается (к манифестированному), но если он уходит во тьме, то он вернется снова"22.

Остается разрешить одно кажущееся противоречие. Север считается наивысшей точкой (уттара) и именно к ней направлено восходящее движение солнечной орбиты, тогда как нисходящее движение направлено к Югу и тот рассматривается как нижняя точка. Но, с другой стороны, зимнее солнцестояние, которое в годовом цикле соответствует Северу и отмечает начало восходящего движения, в определенном смысле - самая нижняя точка; а летнее солнцестояние, которое соответствует югу и является концом этого восходящего движения, по той же аналогии, - самая высокая точка, с нее начнется нисходящее движение, завершающееся зимним солнцестоянием. Это противоречие разрешимо, если мы вспомним о разграничении между "небесным" порядком, которому принадлежит движение солнца, и "земным" порядком, с которым связано чередование времен года. Согласно общему закону аналогий, эти два порядка должны выступать инверсией друг друга, и то, что для одного из них является наивысшим, для другого оказывается самым низшим; столь же верно и обратное. Именно об этом говорит герметическая мудрость "Изумрудной скрижали": "то, что вверху (принадлежит небесному порядку), подобно тому, что внизу (принадлежит земному порядку)"; об этом же сказано в Евангелии: "последние (в манифестированном порядке) станут первыми (в небесном порядке)"23. Что касается "влияний", приписываемых этим двум точкам, Север всегда "благоприятен", ибо он считается точкой, к которой направлено восходящее движение Солнца в небе, а на земном плане с Севером связывается вход, через который вступают на путь, ведущий в дэва-локу; сходным образом, Юг всегда считается неблагоприятным, ибо к Югу направлено нисходящее движение солнца в небе, а на земном плане - именно там расположен вход, через который вступают на путь, ведущий в питри-локу.24 Следует прибавить, что земной мир, в силу транспозиции, может служить образом всего космоса в целом, и тогда небо олицетворяет область "над космосом". С этой точки зрения, именно к духовному порядку, в самом возвышенном смысле этого слова, относится понятие "инверсии", распространяющееся не только на чувственный мир, но и на космос в целом25.

Примечания:

1.
См. особо "Царь мира", гл. 3.
2.
Более подробно это изложено в "Les Etats multiples de l'etre".
3.
См. "L'Homme et son devenir selon le Vedanta", гл. 13 и 19. Eсли рассматривать аналогию между "микрокосмом" и "макрокосмом" в этом аспекте, то в индуизме она выражена формулой "Yatha pinda Tatha Brahmanda" - "каков (тонкий) индивидуальный зародыш, таково и "Мировое яйцо".
4.
См. "L'Homme et son devenir selon le Vedanta", гл. 21. Мы уже указывали на некоторые случаи, когда "мир формирования", в терминологии иудейской Каббалы называемый Йецира отождествляется с областью тонкого проявления.
5.
О трех геометрических формах, что соответствуют трем матрас Ом (AUM), см. главу 17 этой книги ("Les Symboles foundamentaux de la Science sacre"). В связи с этим уместно напомнить, что точка есть изначальный принцип всех геометрических фигур, так все состояния манифестированности берут свое начало в неманифестированном; будучи таким образом над формами и "не имея измерений", для порядка, которому она принадлежит, точка- истино нераздельное единство, и это делает ее естественным символом чистого Бытия.
6.
У греков эти две земных сферы (гемисферы) были представлены круглыми головными уборами Диоскуров, Кастора и Поллукса, которые были двумя половинками яйца Леды, этого лебединого яйца, которое, подобно змеиному яйцу, олицетворяет "Мировое яйцо".
7.
См., к примеру, повествование, вложенное Платоном в "Пире" в уста Аристофана; большинство современных комментаторов упускают из виду символическое значение этого эпизода, которое столь очевидно. Более подробно на этой сферической форме мы останавливались в "Символике креста".
8.
Утверждение о предвечности Вед должно быть cоотнесено непосредственно с космологической теорией изначальности звука (шабда) cреди чувственных качеств (как качества, что принадлежит эфиру, Акаше, являющимся из всех стихий первой); эта теория должна быть соотнесена с "творением Словом" западной традиции. Изначальный звук есть Божественное Слово, "которым сотворены все твари".
9.
Трудно не обратить внимание на то, что эта же схема соответствует строению человеческого уха - органа слуха, который, чтобы быть в состоянии воспринимать звук, должен был приобрести форму, соответствующую природе звука.
10.
Эта фигура - та, что взята в "Археометре" для буквы хет,соответствующей зодиакальному знаку зодиака.
11.
Полуокружность должна в данном случае рассматриваться как морфологический эквивалент спирального элемента, упомянутого нами ранее; но здесь актуализация развития из первоначального зерна - точки выражена гораздо более явственно.
12.
См. "Царь мира", гл. 11. Так же это соотносится с тайнами, что заключает в себе арабская буква нун.
13.
Это первое разграничение или различение, однако оно не несет в себе разделения противоположностей. Строение тела Андрогина само относится к этой стадии, в то же время, прежде этого различения мы можем говорить лишь о "нейтральности", присущей чистому Бытию (см. "Символизм креста", гл. 30).
14.
См. "Les Symboles foundamentaux de la Science sacre", ch. 8.
15.
Отметим, что часто встречающееся на порталах средневековых церквей изображение Зодиака, как правило, ориентировано таким образом, чтобы подчеркнуть именно это деление годового цикла
. 16.
См., в частности, Бхагавад-гита, 8: 23-26 "23. О, лучший из Бхарат, теперь Я опишу тебе моменты времени, в которые те, кто стремяться к Единому, уходят из этого мира, чтобы вернуться или не вернуться обратно. 24. Те, кто познали Высшего Брахмана, достигают Его, уходя из этого мира во время преобладания влияния огня, в светлое время, в благоприятнеый момент дня, в течение двух недель прибывающей Луны или же тех шести месяцев, когда Солнце странствует на Севере. 2.5. Тот, кто уходит из этого мира в туман, ночь., в течение двух недель, когда Луна на ущербе или во время шести месяцев, когда Солнце движется на Юг, достигает сферы Луны, но вновь возвращается обратно. 26. Есть два пути ухода из этого мира: один при свете, а другой во тьме. Если человек уходит при свете, он больше не возвращается, но если он уходит во тьме, то он вернется снова." и "L'homme et son devenir selon le Vedanta", ch. 31. Аналогичное соответствие можно обнаружить в лунном цикле: период роста Луны соотносится с дева-яна, а период, когда Луна идет на ущерб - с питри-яна. Четыре фазы Луны, если взять еще более дробный цикл, будут соответствовать четырем солнечным фазам, которые определяют четыре времени года.
17.
"Врата богов" не могут быть входом - исключение составляют лишь те случаи, когда через них в мир манифестаций добровольно сходит обладающая бытием сущность, уже достигшая "освобождения", или сущность, непосредственно выражающая сверх-космическое начало. Нет необходимости говорить, что эти случаи выходят за рамки нашего рассмотрения - ибо нас здесь интересует обычный ход вещей. Скажем лишь, что таким образом легко объяснить, почему рождение Аватары "привязывается" к зимнему солнцестоянию, -на этот период приходится и Рождество в христианстве.
18.
Если рассматривать день, то его восходящая часть - от полночи до полудня, а нисходящая - с полудня до полуночи. Полночь соответствует зиме и Северу, полдень - лету и Югу. Утро соответствует весне и Востоку (той стороне, где восходит Солнце), а вечер - осени и Западу (стороне, где Солнце заходит). Таким образом, дневной цикл, как и цикл месячный - лишь в более сжатом виде, воспроизводит годовой. По сути, это четверичное деление естественным образом присуще любому циклу, сколь бы протяженным тот ни был. В согласии с христианской символикой, рождение Аватары происходит не только в зимнее солнцестояние, но и в полночь. Таким образом, соотнесенность с "вратами богов" акцентируется дважды. С другой стороны, масонская символика предусматривает, что дело инициации производится "с полудня до полуночи" - эта формула абсолютно точна, если представить это деяние как движение от "врат людей" к "вратам богов". Возражение, которое может тут возникнуть - что природа данного периода - "нисходящая", снимается, ибо сама аналогия используется, как мы увидим ниже, в качестве инверсии.
19.
Мир божеств.
20.
Мир отцов, мир предков.
21.
Это напрямую связано с направлением обхода ритуального объекта в различных традициях. В соответствии с солярной модальностью символики, мы говорим здесь о направлении обхода , когда объект, расположенный в центре, находится по правую руку. При "полярной модальности" обход осуществляется в противоположном направлении и центр расположен по левую руку. Пример первого случая - парадакшина, принятая в индийской и тибетской традициях. Пример другого рода может быть обнаружен в исламской традиции. Небезинтересно обратить внимание на тот факт, что направление обхода: слева направо или справа налево, - аналогично направлению письма в священных языках соответствующих традиций. В современном масонстве, принято "солярное" направление обхода - , но, судя по всему, в старых "оперативных" ритуалах оно было "полярным", ибо "трон Соломона" располагался на Западе, а не на Востоке
22.
Бхагават-Гита 8 : 26. Заметим, что категории света и тьмы, приписанные этим путям, точно соответствуют двум взаимодополняющим принципам ян и инь дальневосточной традиции.
23.
С этой двойственной перспективой связано, среди прочего, и то, что на географических картах и планах вверху может распорлагаться Север или Юг. У китайцев верхней точкой считается Юг; такие же представления бытовали и на Западе - у римлян они продержпались даже часть Средних веков. Эта практика, как мы уже говорили, наиболее корректна, когда речь идет о представлении земных явлений; наоборот, когда заходит речь о небесных телах, наверху должен располагаться Север. Понятно, что довольно сложно выделить преобладание одной или другой из этих перспектив, в той или иной форме традиции или в тот или иной период, которое задает конкретное картографическое решение для каждого случая; в связи с этим сам факт расположения наверху Севера или Юга, судя по всему, видимо был связан именно с определением двух модальностей, полярной и солярной; сторона света, которой на картах приписывается верхнее положение - та, которую наблюдатель видит перед собой, в зависимости от того, ориентируется он по Полярной звезде или по Солнцу, как то будет объяснено далее.
24.
В связи с этим, укажем мимоходом на другой случай, когда внутреннее значение той или иной стороны света остается неизменным, тогда как ее положение на картах и планах может быть различным: ориентация может задаваться в соответствии с одной из двух символических модальностей: "полярной" или "солярной"; В первом случае, если сверяться по Полярной звезде, повернувшись на Север, Восток будет по правую руку. Во втором случае, если сверяться по Солнечному меридиану, когда вы обращены лицом к Югу, Восток оказывается слева. В частности, в Китае в различные эпохи использовались обе модальности. Таким образом, сторона, которой отдавалось предпочтение, была то правой, то - левой, но Восток всегда был "стороной света". Прибавим, что существуют и иные способы ориентации, например, на восходящее солнце. Именно на этот способ ориентации указывает санскритское определение Юга - дакшина, правая сторона; эта же ориентация использовалась на Западе средневековыми строителями при возведении церквей. (Все проблемы ориентации, затронутые в этой главе, изложены в "La grande Triade", гл. 7].
25.
Укажем лишь на один пример подобного истолкования символики, о которой мы говорили: (он весьма тесно связан с предметом нашего разговора): если "кульминация" солнца, которое мы видим, происходит в полдень, то для "духовного солнца" моментом кульминации символически считается полночь. Вот почему говорится, что посвященные в Великие Мистерии античности "созерцали полуночное солнце". Таким образом, ночь вовсе не олицетворяет отсутствие света как такового, но скорее - изначальное состояние неманифестированности; точно также следует понимать положения некоторых исламских эзотерических техник, утверждавших, что "ночь предпочтительнее дня". Следует заметить, что если солнечные сиволики явно связаны с днем, то полярные символы явно соотносятся с ночью; весьма многозначительно, что в Гиперборее, из которой происходит Изначальная Традиция, "полуночное солнце" действительно физически присутствовало в небе.

Rambler's Top100 MAFIA's Top100