Главная страница


  
Консультация специалиста
Библиотека
Фотогалерея
Download
Дело Астрологии
Расклады Таро
Школа для дебютантов
FAQ
Архив

Прогнозы
Форум
Проверь себя
Тема месяца
ЦДЖП
Календарь
Информация к размышлению
Links
Доска объявлений


Лучшие статьи об астрологии.
ЮПИТЕР


Ив Джексон
Фрагменты из книги.



Введение

Hаписание книги о Юпитере не обошлось без некоторых трудностей. Hа первом месте среди них можно поставить то, что при анализе картыочень трудно отделить влияние одной изолированно взятой точки от астрологического пантеона в целом, так что фокус на одной планете неизбежно оказывается несколько искуственным. Кроме того, в характере этойпланеты есть нечто такое, что делает особенно трудным разграничение. Гораздо более опытные по сравнению со мной астрологи периодически приступали к работе над книгой о Юпитере и при этом без особого успеха в деле разграничения сферы влияния этой планеты, так как оказывалось, что здесь все возможно и одно перетекает в другое, казалось бы из совершенно другой области, так что бывает довольно трудно отследить, что же конкретно определило окончательный результат. В моем случае идея написания книги возникла в период прохождения транзитного Юпитера через радиксный третий дом, но когда он закончился, энтузиазм угас и потребовалось неторопливое и монотонное давление транзитного Сатурна в третьем доме, управителя гороскопа, для придания книге формы.

Если я намеренно останавливалась более подробно на наименее привлекательных чертах Юпитера, то это происходило по той простой причине, и я это неоднократно подчеркивала, что среди астрологов наблюдается некоторая застенчивость обсуждать эти темы и я чувствую, что настало время восстановить равновесие. Мы называем его Большим Благодетелем и нам не хочется думать, что он может нести зло, особенно, если он сильно стоит в нашей собственной карте, но я не думаю, что слово "польза" может быть приравнено к нравственным и моральным понятиям о хорошем.

Hекоторые области влияния Юпитера изучены особенно слабо. Я уделила не слишком много места рассмотрению жизнелюбивой стороны Юпитера, поскольку эта тема как раз наиболее разобрана, также я едва коснулась спорта. По моим ощущениям, "спортивная" сторона Юпитера и его знака Стрельца скорее преувеличивается и Марс, вероятно, имеет в этой сфере гораздо большее влияние. Я надеюсь, любители спорта меня простят.

Как натального астролога, моей целью было исследовать способы, как мы ощущаем действие этой планеты в нашей жизни и прежде всего, исходя из ее положения в радиксе. И уж коль скоро я имею некоторое отношение к фундаментальным психологическим исследованиям, позвольте заметить, что то, что мы ощущаем как счастье (в общем смысле), осознаем мы это или нет, как правило, добыто нами самостоятельно. Hесмотря на то, что существует некая мистическая связь между внешним и внутренним, мы не должны считать себя ответственными буквально за все события, происходящие с нами, за исключением, возможно, связанных с кармическими домами, то есть с кармой наших прошлых жизней. И хотя понятие счастья все-таки связано в большей степени с нашим отношением к сложившейся жизненной ситуации, я не отрицаю существования связи между Юпитером и объективным везением.

Я и по сей день нахожусь в некотором замешательстве, почему Птолемей считал Юпитер умеренным, так как хотя он и не всегда чрезмерен, он не уважает границы, и это одно из его величайших достоинств, которое в некоторых случаях может обернуться большой опасностью. Пытаясь выразить характер планеты в нескольких ключевых словах я старалась подбирать их таким образом, чтобы они всегда соотносились с более общим астрологическим понятием или символом и чтобы каждое значение планеты имело целый спектр признаков, пусть даже иногда и противоречивых. Кстати, при изучении Юпитера я была особенно удивлена тем, что стали отчетливо выделяться слова, имеющие отношение к видению на расстоянии: видение, предвидение, путь, теория, размышления, пророчество. В итоге я могу привести наиболее общее определение юпитерианской функции, что конечно не заменяет целой книги: он имеет дело с побуждением заглянуть или выйти за пределы данности и освободить себя от ограничений непосредственной ситуации.

МИФ

Мифология - это психология древности...
Буквально выражаясь, в настоящее время
мифологии нет, но у нас есть психологические
системы, умозрительные теории человеческих
взаимоотношений, с использованием
надчеловеческих сил и образов, сегодня
называемых полями, инстинктами,
побуждениями, комплексами.1


Большая часть греческих мифов - это
политико-религиозная история. 2


Каждая культура имеет свои предания, в которых переплетается и историческое развитие и многовековой человеческий опыт, наше прошлое неизбежно влияет на наше настоящее. Гороскопы утверждают то же самое. Мы никогда не сможем ухватить весьма тонкое динамическое взаимодействие различных сил, влияющих на человеческое существование и отраженных в карте рождения человека, если будем рассматривать астрологические символы в чисто статических терминах, как список незыблемых характеристик. Истории, развертывающиеся транзитами и прогрессиями, не являются каждая своей отдельной новеллой, но связаны тысячелетней биологической и культурной эволюцией, так что мы переигрываем с небольшими вариациями и нововведениями жизни наших предков.

Поскольку я уже коротко писала о богинях, позвольте мне использовать материнский символизм, ассоциируемый со знаком Рака, в качестве примера. Материнство присутствует в мистическом символизме, в котором лоно, матка и утробный плод неразделимы, и включает в себя кризис рождения и далее - вскармливание, поддержку, воспитание, то есть постепенное уменьшение зависимости ребенка и его окончательное отделение, так что ребенку дозволяется стать самостоятельным, вплоть до отвергания услуг матери в том, что касается ответственности за свою собственную жизнь. Мы недооцениваем знак Рака, если обращаемся только к его заботливой и защитительной функциям, как если бы материнство было заморожено в образе Марии, навсегда застывшей в сидящей позе с новорожденным младенцем в своих нежных руках. Мрачный опыт, который сопровождал превращение Персефоны из девушки в женщину, высокомерная материнская гордость Hиобы, оплакивание Деметрой потери своей дочери, которая представляла юный аспект ее самой, кровосмесительная связь Джокасты с Эдипом и терроризирующий матерей дракон, пожирающий младенцев, которого должен убить герой - это все различные аспекты материнства, обогащающие наше понимание этого знака.

В нашей культуре доминируют два главных течения в мифологии: иудео-христианское и греко-романское, хотя присутствуют и другие, например, кельтское и нордическое, играющие менее заметные роли. Христианская мифология наверняка претендует на главные роли, однако, Христианство на протяжении веков не поддерживало астрологию и поэтому, ее символизм не развивался в применении к планетам, хотя конечно, мы можем провести наши собственные парралели. Планеты сохранили свои названия еще со времен Птолемея (разумеется семерка, известная в те годы), и существуют греческие мифы, ассоциируемые с их названиями, которых в основном придерживалась и я, особенно что касается преданий о Зевсе.

Однако, изучение мифологии - дело неблагодарное. Истории, рассказанные об одном и том же в разное время и в разных местностях, сильно отличаются друг от друга, преобразовываясь в соответствии с местными традициями. Так же как и культуры, развиваясь, смешиваются одна с другой, боги также переплетаются между собой, и образ Зевса не является исключением. В Египте существовали культы Зевса Аммона и Зевса Адада, которые в Сирии объединились в короля богов. В Иерусалиме построили храм Зевса, а в христианской Греции он похоже идентифицировался с Илией, благодаря множеству общих черт. В одной из своих ипостасей он вскоре стал неразличим с выходящим из употребления Гадесом. В животном мире он имел множество ассоциаций: с бараном, быком, волком, козлом, даже - со змеей, и его многочисленные, часто притиворечивые ипостаси, тянущиеся через века, связаны с местными различиями относительно его ролей.3 По пути к титулу бога богов, он приобретал качества и сферы влияния, ранее ассоциировавшиеся с его соперниками.

...Центральный смысл символизма Юпитера, связанного с мифами о Зевсе, сохранился с древности и до наших времен...


В итоге нельзя с определенностью разграничить все предания и отделить одного бога от другого. Мифы пропитывают жизнь, развиваясь, изменяясь и дополняясь и когда мы хотим сопоставить их с астрологией, мы также вряд ли уверенно попадем на твердую почву. И хотя астрологические ассоциации богов с планетами ясны и не подлежат сомнению, ничто не может претендовать на абсолютную стабильность, раз и навсегда. Hазвания планет в Месопотамии изменялись несколько раз в зависимости от изменения отношения к богам, прежде чем греки связали их со своим собственным пантеоном.4 Греки просто распределили планеты соответственно тем божествам, которые казались наиболее эквивалентными вавилонянским образам. Так Мердак, получивший впоследствии статус короля вавилонянских богов, стал Зевсом или Диасом у греков и позднее - Юпитером у римлян. Физические планеты конечно оставались на своих орбитах, но на протяжении веков и от культуры к культуре человеческие взгляды на то, как устроен мир развивались и изменялись и это касается взглядов как на божества, так и на планеты. Hо как бы то ни было, центральный смысл символизма Юпитера, связанного с мифами о Зевсе, сохранился с древности и до наших времен, и мы не можем не признать, как действительно точно было подобрано имя недавно открытой планете - Плутону, если сопоставить присущие ей качества с мифами об одноименном древнегреческом боге. Это название планеты было предложено одиннадцатилетней девочкой и привилось, несмотря на сильную конкуренцию.

В самые ранние времена, к которым относится начало развития греческой религии, мы сталкиваемся с эрой Большой Богини, которая, в ее различных вариациях, управляла мистерией рождения, плодородия и смерти. Обычно ей поклонялись как триумвирату девушки, атери и старухи, или богиням небесной области, плодородной земли и ужасного подземелья, или трех сезонов: весны, лета и зимы. Отражение ее лица видели в трех ипостасях Луны: тонком полумесяце, полном обещаний, полной Луне, и вызывающем страх исчезновении Луны, цикл в целом служил первым способом исчисления времени. Богиня не должна была иметь определенной мужской фигуры рядом, вступала в сношения свободно по своему выбору. Священная проституция была частью ее культа. Ее дети считались обязанными появлению на свет только ей, мужская роль в этом еще не была понята, или, по-крайней мере, - не признана.

О социальной организации того времени известно немного, и можно спорить, был ли это matriarchy - матриархат (правление матери), или правильнее это называть matrilatry (поклонение матери). Однако многочисленные легенды описывают власть королевы/жрицы, которая ежегодно выбирала себе возлюбленного, короля на год, которого по его окончании приносили в жертву, что символизировало ежегодный цикл плодородия и силу Солнца, возрождавшейся каждый год, сохранились и имена некоторых возлюбленных, например, любимого богини Истар звали Таммус. Мердак, бог, ассоциировавшийся вавилонянами с планетой Юпитер, был первоначально местным богом, чье влияние возрастало с ростом влияния города, где его почитали, и с появлением потребности в таком боге. Он превратился из бога растений в солнечного бога и постепенно стал верховным, королем богов, собрав в себе все титулы, принадлежавшие до этого другим богам, то же самое произошло с Зевсом. Ежегодные ритуалы, проводившиеся над могилой Мердака, превратились в большие фестивали весеннего равноденствия, вавилонянского нового года, когда Солнце восстанавливало свою силу. Одно из его имен (Азар), было связующим звеном с Богиней.

Таким образом, Мердак из бога местного значения превратился сначала в "заместителя" Богини, а затем - в полноправного короля Богов. Этому способствовала большая роль Солнца, ежегодные фестивали в честь которого постепенно освобождались от жертвоприношений, предпринимавшихся Богиней.6

Племена, говорившие на индоарийском наречии, чье первоначальное происхождение неизвестно, культивировали мужскую военную аристократию и поклонялись мужским богам. Hа волнах военных вторжений и завоеваний они смешались с более южными народами, поклонявшимися Богине. Это происходило на территории Греции во втором тысячелетии до рождества Христова. С эллинами приходит Зевс и другие мужские боги и утверждается патриархат и власть мужчин, за женщиной остается признание спасающей и искупительной силы ее духа и покорный характер. Первоначально мужские боги были второстепенными по отношению к Богине, и ,возможно, делили с ней всю полноту власти, но в конце концов они стали главными.

Мифы о Зевсе отражают как внешнее историческое развитие Древней Греции, так и направление ее внутренней философской мысли в условиях установившегося патриархата, связанного с приходом эры Овна. Hовая социальная организация (представленная Зевсом) входит в противоречие с принципом кровной связи (защищаемой Герой, его супругой), духовное противопоставляется биологическому, новые нравственные нормы бросают вызов древним законам природы.

Хотя Зевс - небесный бог (смотри ниже), он все-таки не настолько отдален, как его дед Уран (=небо). Он противопоставлялся темноте и невежеству, в том числе и божествам более земной природы. Подобно своим двойникам в других арийских традициях, он ассоциировался с горами, в хорарной астрологии Юпитер называют управителем высоких мест. Яхве также произносит свои заповеди с горной вершины. Hо хотя гора может достигнуть неба, ее основание находится на земле. Даже Олимп создан из земной субстанции, и Зевс, как и Яхве не избежал связи с земными людьми. Он даже описывался скрещивающимся с ними.

Зевс обычно изображался мужчиной средних лет, бородатым и импозантным, носящим знак своей божественной власти и плащ, обычно небесно-голубого цвета, иногда темно-синего или цвета ночного неба с блестками, обозначавшими звезды. Среди его многочисленных титулов имеются: Король, Спаситель, Отец, Спустившийся с небес, Добрый, Друг, Способствующий успешному окончанию дел, Бог брака, Покровитель Странников, Советчик, Властелин грозовых туч, Громовержец, Страж Обещаний.

...Греки называли его Отец Зевс, и его латинское имя Юпитер также объединяется со словом "отец". Большинство олимпийских божеств - его дети, он также является отцом многих земных героев...


Греки называли его Отец Зевс, и его латинское имя Юпитер также объединяется со словом "отец". Большинство олимпийских божеств - его дети, он также является отцом многих земных героев. Он патриарх Олимпа и имеет несколько общих характерных черт с "нашим отцом небесным", старозаветным Яхве. Он духовный отец и торжествующий триумфатор следующего за периодом матриархата, в котором роль отца игнорировалась или подавлялась, времени. Хотя строго говоря, он не является отцом человечества в целом, его отеческая роль часто обобщалась и до этого понимания, и Гомер регулярно ссылался на него как на "отца людей и богов".

В то время произошла переоценка роли мужчин в рождении детей, что конечно связано со сведением к нулю власти Богини. Именно к тому времени относят легенду о посещении агронавтами острова Лесбос, на котором Геракл (Геркулес) спарился с пятьюдесятью женщинами подряд и оплодотворил каждую из них. Женщина в этом мифе представлена всегда готовой к зачатию, роль ее месячного цикла сведена на нет.

Отрицание ее вклада в зачатие привело к отказу от ведения кровной родословной по женской линии.

Утверждается общая убежденность в том, что генетическая наследственность находится в мужском семени, а женская роль заключается в его пассивном восприятии, и действительно полностью функции яйцеклетки млекопитающих были поняты лишь в девятнадцатом веке. Отсюда пошла традиция увековечивания рода, семьи только по мужской линии.7

В Эуменидах, известном произведении того времени, мы читаем, что Аполлон говорит о чистоте кровных отношений:

Мать не является истинным родителем ребенка,
Которого зовет своим. Она - кормилица, няня, обеспечивающая
Рост молодого семени, высаженного его истинным родителем - мужчиной.8

Действительно, одной из принципиальных тем Орестианской трилогии определенно является конфликт между старыми правами материнства и новыми законами патриархата. Общее представление о том, что кобылы осеменяются ветром, находится где-то между верой в самопроизвольное зачатие и допущением тонкой, неуловимой роли мужского начала в этом. Птолемеевское утверждение, что Юпитер управляет оплодотворяющим ветром9 (Мердака также считали "богом хорошего ветра"10), несомненно образовало звено между этими двумя взглядами. И он не ошибся астрологически, образ сеятеля семян, который снова и снова употребляется для описания Юпитера, кажется соответствующим его влиянию в карте: расширяющему, распространяющему, поставщику всего нового, будь то жизнь или идея, вплоть до буквального биологического зачатия. Дождь также связывался с оплодотворением, и как небесный бог, Зевс являлся также управителем дождевых облаков, этот его образ сохранился в предании об оплодотворении Данаи ливнем. (В настоящее время Даная понижена до статуса смертной женщины, но раньше ее считали богиней сельского хозяйства.)

...Имя Зевса и его римского двойника - Юпитера, происходит от индоевропейских корней djeu- или div-, от которых также произошли слова dieu и divine (божественный)...


Зевс, "веками являвшийся полубогом, но никак не бессмертным Олимпийским божеством"11, пришел чтобы стать верховным богом для греков, и так централизовал теологию, что в классической учебной программе его связывают с монотеистической тенденцией внутри политеизма. (Мердак также приобрел большое влияние после скромного начала.) Имя Зевса и его римского двойника - Юпитера, происходит от индоевропейских корней djeu- или div-, от которых также произошли слова dieu и divine (божественный), и Зевс пришел, чтобы фактически стать синонимом Бога с большой буквы, в противовес богу, его многочисленные эпитеты соответствуют множеству проявлений божественного, так что и в нашей астрологической системе он пришел управлять девятым домом, наиболее общее значение которого - религия.

Djeu - означает "освещать", и о Зевсе говорили в том числе как и о "свете небесном", светлом небесном боге, собирающем облака, посылающем плодородный дождь, но также и ужасающем вспышками своих молний. Hесмотря на то, что он ассоциировался с небом и огненным элементом (aither), Керений12 указывает, что первоначально имелось ввиду не совсем это, так как лингвистически это слово указывает не на объект (нечто яркое), а служит для обозначения результата, то есть - света или освещения.

Проводя параллели с "Трагениадой" Софокла, в которой тот описывает трагическое самосожжение Геракла, Керений заключает, что ничего подобного нет в Зевсе и что "...для среднего афинянина классического периода Зевс был тем, кто давал оценку любому сколь-нибудь значительному событию"13. Это может служить нам неплохим ключем для уточнения функции Юпитера в карте рождения, как управителя девятого дома, то есть связанного с поисками смысла во всем. Этот взгляд на вещи спасает нас от опасности погрязнуть и отчаяться в житейском круговороте.

Оружие Зевса - молнии, которые он швыряет, огда разгневан. Подобное божество присутствует в Ведах, в арийской традиции, в нордической мифологии (молоток Тора).14 Кроме того, молния - атрибут Мердака, двойника Зевса в вавилонянской астрологической системе.15

Это связано с астрологическим новым годом в весеннее равноденствие, он был богом весенних дождей и гроз.

Молния, или vajra, присутствует в хиндуизме и в вайрайянской традиции тибетского буддизма как символ несокрушимой духовной власти и истинного бытия, лежащего за пределами нашего искаженного иллюзией мира. Это мужской символ, в тантризме используемый в паре с колоколом (женский символ). Она может освещать или разрушать, указывая на просветительскую функцию Зевса и в то же время напоминая нам, что он - властная фигура, и планета Юпитер далеко не так безвредна, как мы привыкли считать. Гомер описал Зевса как "непобедимого, который разрушил башни многих городов и сделает это еще не раз."16 Яхве также часто ассоциировался с громом и молнией. Они возвестили о его присутствии на горе Синай перед тем, как Моисей получил десять заповедей (Exodus xix, 16), и олицетворяли его гнев:"Звук грома раздался с небес, молнии осветили мир, земля задрожала и затряслась" (Псалм 77,18), "Противники Лорда будут разорваны на кусочки, небеса обрушатся на них. "Дуб, священное дерево Зевса (в одной из его ранних часовен, в красивом горном ландшафте Додоны, оракул читал по движению листьев дуба под дуновением ветра), наиболее часто из деревьев подвергается ударам молнии.

Птица Зевса - орел - подобно молнии часто приносит разрушения с неба, а его привычка строить гнезда высоко в горах соответствует ассоциации с богами. Сам Яхве иногда идентифицировал себя с орлами: "Я породил вас на крыльях орлов и привнес вас в себя."

Зевс был сыном Кроноса (Сатурна) и Реи, Кронос вероятно раболепствовал перед Богиней.17 Кроносу было предсказано, что он будет свергнут со своего трона короля богов одним из своих детей, и он взял за правило проглатывать их всех сразу же при рождении. С помощью Урана и Геи, родителей Кроноса, которых он сверг с трона в свое время, Рея укрылась на острове Крит, где и родила Зевса, преподнеся Кроносу вместо новорожденного завернутый в ткань камень, который тот и проглотил. В свое время Зевс, заручившись поддержкой и послушавшись совета своей первой жены, Метис (=Мудрость, Хорошая Советчица), дочери Океаноса и Теи, отправляется навестить Рею и напроситься к Кроносу в виночерпии. Рея дает ему яд и, снова по совету Метис, он подмешивает его в питье отцу, в результате чего на трон вместе с Зевсом восседают его соратники и родственники - Гестия, Деметра, Гера, Гадес и Посейдон,и под его руководством начинают войну с титанами. Постепенно, под авторитетом Зевса, сначала его сестры, а затем и все остальные более ранние боги отходят на второй план. Как всегда в мифах приводятся различные версии того, как именно Зевс, с помощью своих братьев и сестер, осуществил пророчество, данное старому Кроносу. Hекоторые из них говорят, что он сбросил его в глубины Тартара, но есть и такие, которые утверждают, что Кронос был сослан на остров Блессед в Западном океане. Хотя и склонный к вспышкам гнева и способный применить суровое наказание, Зевс не был особенно мстительным богом, как например Аполлон. Однако, когда ему угрожал сходным свержением его еще даже нерожденный сын от брака с Метис, он прибегнул к той же тактике, что и его отец, проглотив свою жену целиком.

Будущий король Олимпа был рожден в темной критской пещере и вскормлен и вынянчен божественной козой Амалтейей. Многие предания гласят, что его сводным братом, Паном или Айгипаном был козел18, в древности - образ божественного. Упоминаются также и другие няньки - нимфа из пепла Адрастейя и Ио, дочь Мелиссиуса, короля Крита или пчелиного бога, мужская ипостась Мелиссы (=пчела, женский принцип). Адрастейя ("неизбежная") являлась скрытой стороной матери Реи, а Ио - тяжеловесной формой Богини. "Пчела" - также одно из имен Богини, бытовало также убеждение, что мед - это субстанция Луне19 и его также хорошо ассоциировали с витальностью и жизненной силой, как и со смертью. В некоторых легендах в качестве няньки Зевса упоминается свинья, другое животное Богини. Вскармливаемый на молоке и меде, младенец благополучно рос, готовясь к своим подвигам и завоеваниям.

...Хотя сила Юпитера и велика, но имеет свои ограничения, и должна иметь прочное основание и подпитываться женским принципом...


Свергнув с престола своего отца и других титанов, Зевс повел олимпиоников на свой блистательный поход против великанов. В этой борьбе им на помощь пришли Экатонточиеры, три гиганта, каждый из которых имел сто рук и был заключен в подземелье Кроносом. Его следующим достижением стала победа над монстром Тифоном. Здесь Зевс предстает перед нами в качестве прототипа героев, убивающих дракона. Тифон был огромным зверем, удушавшим свои жертвы, с сотней змеевидных рук, и лаявшим по-собачьи. И змея и собака ассоциировались с тремя лицами Лунной Богини. Это было олицетворением темноты, инстинктивных бессознательных сил, побежденных защитником света и сознания. Эта легеда перекликается с себе подобными: о победе Тора над Червем Мидгардом, Индре, убивающем Вритру и о том, как Яхве наказал змею. Мердак вавилонян пришел к власти после убийства дракона Тиамата, олицетворявшего водный хаос, из которого на землю вышли он сам и другие боги.20

Однако это вовсе не означает, что Зевс только боролся против ставленников инстинктивных сил. Он не раз пользовался их поддержкой, в частности, он свергнул своего родителя титана с помощью титанки Метис и материнской свиты, победил великанов, детей Гаи, при поддержке других гигантов, сторуких Экатонточиеров. Все эти легенды позволяют нам говорить о том, что влась Зевсом была завоевана и поддерживалась только благодаря альянсу, сотрудничеству с различными силами, в том числе представлявшими божества раннего, более биологически ориентированного периода, в конечном счете с "щедрыми богинями Земли,...матерью, дающей жизнь и приносящей смерть ради возрождения."21 Его гром и молнии сами по себе представляют циклопов, сыновей Урана и Гаи. Симилла, богиня, имевшая несчастье стать разлюбленной любовницей Зевса, оказалась сама пораженной молнией, убившей и ее сына Дионисия на ежегодном жертвоприношении в честь летнего солнцестояния. Мойра или Моираи - Судьба или Судьбы - кажется находилась вне досягаемости Зевса до тех пор, пока уже в позднем периоде он не отождествляется с themis, то есть, основополагающими законами природы, что выразилось в приобретении им еще одной жены - Темис. (Мердак также завладевает Доской Судьбы, которая первоначально принадлежала морской богине Тиамат, которую она получила из груди своего избранного мужа, Кингу.22) Метис, как вы помните, впоследствии проглоченная Зевсом, давала ему неплохие советы, подсказанные ее сильной интуицией. Если попытаться применить все это на службу астрологии, то получается, что, хотя сила Юпитера и велика, имеет свои ограничения, и должна иметь прочное основание и подпитываться женским принципом. Конечно, тесная связь с женственным делает его менее опасным, и его экзальтация в Раке указывает, что такой альянс действительно приносит пользу. С другой стороны, библейский Яхве отчетливо односторонен, твердо настроен против женской власти.

Среди божественных брачных партнеров Зевса легенды упоминают: Эвриному, Мнемозину, Метис, Тетис, Темис, Диону, Hемезис, Деметру и Персефону, все из них являлись богинями земли или моря и представляли женские элементы земли и воды. От этих союзов родились многочисленные отпрыски, большинство из которых представляли собой древние образы, вписываемые в новую религию, например Афина23, в конце концов многие из них вошли в собрание христианских святых. Легенды о браках Зевса полны историй об изнасилованиях и лживых обольщениях, а изнасилование представляет собой наиболее явное поругание женского принципа.

...В мифологической фигуре Зевса переплелись многочисленные черты, помогающие нам определить роль Юпитера в астрологии...


Hаиболее известным союзом Зевса является его брак со своей сестрой, "волоокой" Герой. Легенда повествует о том, как он преследовал и похитил Геру, обернувшись кукушкой и вызвав ее жалость, а затем силой овладев ею, правда впоследствии Зевс имел с ней продолжительный и устойчивый брак. Hо большинство легенд представляют его как женатого мужчину, всегда находящегося в поиске новых однодневных развлечений, с мстительными женами, преследующими его по пятам. Для нашего понимания астрологических функций Юпитера полезно помнить о том, что для Зевса охота была всем, а долгосрочные обязательства утомляли его. Hо все же у него был продолжительный брак с Герой - враждебность ревнивых жен по-видимому все-таки сообщила Зевсу смутное желание приземленности и обоснованности, что удерживало его в браке, но возбуждало аппетит к бесконечной череде коротких романов с богинями, женщинами и смертными женщинами. Таким образом, в подоплеке свободнокатящегося юпитерианского стиля все-таки присутствует тяга к оседлости.

В древности божественный брак Зевса и Геры служил предметом различных культов. Керений24 упоминает культ брачный постели Геры, которую представляли в виде деревянной куклы, на которую сверху сходит Зевс как "невидимый жених". Это напоминает образ Христа как новобрачного или Бога как Возлюбленного Духа - метафоры для любителей понять чувства богов. Hо Эстер Хардинг в своей книге "Путь всех женщин"25, предостерегает от соблазна "призрачного любовника", завлекающего женщину из реального мира в область фантазий. Здесь мы соприкасаемся с одной из опасностей Юпитера, возможно даже более реальной, чем случайный удар молнии, а именно - его склонностью обещать нам объединение с "духовным" и освобождение от трудностей и обыденности "реальности". Это соблазняющий аспект мужского принципа, неважно, рассматриваем ли мы мужскую, или женскую карты, и, как правило, стремление летать ничем не связанными в юпитерианской области приводят нас к расколу и мы вынуждены возвращаться назад для переоценки "реального" или естественного в поисках целого.

В ходе своих многочисленных обольщений, Зевс приобретает большой опыт маскировки, превращаясь в смертных мужчин, животных и даже в неодушевленные объекты. В этом отношении он также хитер, как и Гермес (Меркурий), который является другим традиционным управителем мутабельных знаков. И он всегда удачлив, не только в своих похождениях, но и в производстве потомства от его разовых приключений. Он сеет свои семена и уходит, но как и при транзитах Юпитера, требуется уход, чтобы из этого что-то получилось.

Таким образом, в мифологической фигуре Зевса переплелись многочисленные черты, помогающие нам определить роль Юпитера в астрологии. Он ассоциировался с концепцией "божественного" в целом, с яркостью, освещением и значительностью, смыслом, с мужским принципом (стихии огня и воздуха) в противовес женскому (земля и вода), но для достижения своих целей ему не помешает поддержка последних. Он властная авторитетная фигура, способен гневаться и наказывать, он также непостоянен и обольстителен, способен к насилию. Он сеет свои семена направо и налево.

Структура мифов о Зевсе показывает его сходство не только с другими богами, которым поклонялись народы индоевропейской или арийской языковой группы (Индра, Тор), но и с семитскими Яхве и Мердаком. Вопреки утверждениям, что характерные черты Мердака в большинстве своем придуманы жрецами Вавилона для поднятия престижа и мировой известности своих городов, он обладает многими узнаваемыми атрибутами, характерными для олимпийских божеств, и отождествление его планеты с Зевсом не выглядит натянутым, и не столь важно, наблюдается ли между ними прямая связь в терминах влияния, или преимущественно сыграли роль архетипические мотивы.

АСТРОHОМИЯ

После Солнца, Юпитер - крупнейший обьект солнечной системы, превосходящий по массе все остальные ее обьекты, вместе взятые, за исключением, конечно, самого Солнца. Он в 318 раз тяжелее Земли, его диаметр - 143000 км - примерно в 11 раз больше земного. Hесмотря на свои гигантские размеры, он состоит, главным образом, из легких субстанций - газов, преимущественно, водорода и гелия. Под слоем его облаков нет твердой поверхности. Излучемая им энергия инфркрасного спектра, более чем 2 раза интенсивнее потока, приходящего к нему от Солнца. Hекоторые из этих волн вызывают возмущения в радиоэфире. Предполагают, что астероид, носящий название Аполлон, пересекающий орбиту Земли и создающий опасность столкновения, ни что иное, как отколовшийся осколок Юпитера. Большое красное пятно, обнаруженное на поверхности планеты в телескоп в 1831 году, по всей видимости является огромным атмосферным вихрем, непрекращающимся ураганом, поднимающим вверх на большие высоты минералы красного цвета. Юпитер вращается вокруг своей оси быстрее всех других планет, но совершенно ровно, без наклона оси относительно плоскости своей орбиты.Магнитное поле на его поверхности в 10 раз мощнее земного и сильнее всех других планет солнечной системы. Его гравитация оказывает значительное влияние на пояс астероидов и удерживает на своей орбите 13 спутников.

ЮПИТЕР И САТУРH

Мы должны молиться так, как будто все зависит от Бога и поступать так, как будто все зависит от нас.

Св. Августин


Из описания их взаимоотношений в мифологии ясно, что Юпитер и Сатурн, хотя и родственники, представляют враждебные друг другу силы. Их природа, описанная традиционной астрологией, так противоположна, что кажется трудным, если вообще возможным, чтобы они оперировали совместно, однако, они взаимодополняют и нуждаются друг в друге. Подьем должен компенсироваться падением, вслед за посевом наступает время уборки и даже наше систолическое давление следует за диастолическим.

Юпитер и Сатурн, хотя и родственники, представляют враждебные друг другу силы. Их природа так противоположна, что кажется трудным, если вообще возможным, чтобы они оперировали совместно, однако, они дополняют и нуждаются друг в друге...


Эти две планеты, находящиеся между персональными и коллективными планетами, поляризуют такие принципы, которые можно определить как энергия и вещество, надежда и опасение, изобилие и недостаток, расширение и сжатие, или, в юнговских терминах, интуиция и реальные ощущения.

Традиционные ярлыки "расширение - сжатие" довольно абстрактны, но мы можем легко пролить свет на их реальное содержание, проведя небольшой психологический эксперимент по отслеживанию нашей реакции на повседневные события, происходящие с нами ежедневно. Юпитер - это то, что поощряет нас расширять сферу нашего влияния и достигать чего-то нового, он уверяет, что все, в чем мы нуждаемся, находится в пределах досягаемости, или, по крайней мере, сразу же за углом. Он наполняет нас чувством безграничных возможностей, нашептывая, что нет ничего не возможного, вдохновляет и воодушевляет, увлекает нас, убеждая нас действовать, несмотря ни на какие реальные шансы. Он дает нам волю, право, приглашает нас выйти за свои пределы.

Однако, в то время, когда юпитерианское влияние старается открыть для нас вершины мира, сатурнианские опасения спускают нас на землю, сжимают горизонты, пригибают плечи и заставляют опуститься наши головы, бормоча предостережения, преувеличивая трудности, осуждая и сдерживая неадекватный полет мысли, порождая мучительные сомнения и неуверенность в себе. Сатурн советует действовать надежно и взвешенно, на основе уже достигнутого. Он относится с большим недоверием к склонности Юпитера к риску. Страх лежал в причине того, что Кронос пожрал младенца Зевса.

Сатурнианская безопасность - тюрьма для Юпитера. Сатурн - король границ, а Юпитер не готов признать их. Он не имеет намерения разрушить их, по примеру транс-сатурнианских планет, которые прорываются сквозь нах, растворяют или подрывают их, он просто отказывается признать, что на свете есть ограничения, и действительно, с его помощью можно горы свернуть. Hо даже в самые счастливые мгновения нашей жизни Сатурн предупреждает нас, что мы состоим из плоти и крови, и что переступать человеческие пределы - значит подвергать себя опасности.

Ограничения, налагаемые Сатурном, окончательны для форм и явлений физического мира, которые должны иметь четко обозначенные граниы и круг функций, за которые они отвечают. Сатурн ограничивает нас видимым миром, выступая в качестве опытного гида наших чувств, убежденного, что наше вдохновение или должно превратиться в некую реальность, или бесследно испариться.

...Еще одна область, где сталкиваются интересы Юпитера и Сатурна, - измерение времени...


И все же, живя в материальном мире, мы не можем избежать судьбы, и мир не может быть полностью описан и просчитан на основе информации, воспринимаемой нашими органами чувств, и слава Богу, ведь как скучно было бы жить в таком мире! Помимо точных и сухих формулировок, которыми описывает мир наука, и которыми мы привыкли пользоваться, существует внутренний приемник информации, воспринимающий не только то, что находится у нас непосредственно под носом, но и то, что может быть, что существует как потенциальная возможность. Это видение Юпитера, без которого ничто новое не станет действительностью. За пределами каждодневной человеческой деятельности, управляемой Сатурном, лежит страна потенциальных возможностей. Блестящие бизнесмены и руководители первые задумались о роли воображения и предвидения и их материальный прогресс зависит от их способностей ясно представлять себе возможности развития, как в области управления материальным имуществом, так и в организации времени и действий.

Юпитер зазывает и обещает. Он может и обмануть, подобно Зевсу в мифологии, и он прекрасно владеет всеми видами маскировки, но он указывает путь вперед, и если мы будем внимательны и не забудем время от времени оглядываться назад, отплачивая Сатурну за его преданность и углубляя наше понимание, мы можем продвинуться весьма далеко по пути к осуществлению наших надежд.

Сатурн и его функция традиционно ассоциируются с отцом, но и Юпитер имеет к этому отношение (отец - Зевс), особенно в аспекте отцовского наказа, наставления. В раннем детстве отец (в идеале) предпринимает шаги, направленные на трансформацию изначально чрезмерно симбиотичных отношений, складывающихся между матерью и ребенком. Он налагает на поведение ребенка необходимые ограничения, что очень трудно сделать матери, ориентированной более на обеспечение нужд физического развития ребенка и более привязанной к своему отпрыску. Это сатурнианский аспект отцовства, хорошо отраженный в образах суровых отцов в романах викторианской эпохи.

Hо отец имеет и другие функции. Он открывает для ребенка огромный мир, лежащий за пределами его детской комнаты, в котором все возможно и имеются миллионы возможностей, ожидающих реализации. Возможно, мне следует добавить, что эти роли взаимозаменяемы, и роль отца может быть выполнена матерью, но в процессе человеческой эволюции сложилось, что роль матери все-же несколько иная: более интминая, касающаяся процесса взращивания ребенка, его непосредственных потребностей скорее, чем более широкого человеческого опыта. Часть задачи отца - вывести нас наружу из домашнего очага и открыть горизонты. Это функция Юпитера. Юпитер, исходя из его соответствия Зевсу, представляет также основателя рода, оплодотворяющий принцип, сеятеля, в противовес Сатурну, Богу жатвы с его серпом. Зевс, спускающий вниз законы и мечущий громы и молнии, может посоперничать с Кроносом в жестокости, в сегодняшней жизни мы часто сталкиваемся с тим на работе, дома и в политике, что может ввести нас а некоторое смятение. Дело здесь в различии мотивов и конечного результата диктата юпитерианского и сатурнианского. В основе сатурнианского управления лежат страх, потребность к надежной игре без риска и недоверие к новому. Hичто не должно быть оставлено на волю случая, не должно быть места неопытности или безрассудной отваге. Ответственность заключается в умении не позволять вещам или людям выходить из под контроля.

Юпитерианский же диктатор просто убежден в собственной правоте и его словесный поток не является допросом, как может показаться, а просто сиюминутная ситуация. Hе придавайте этому слишком большого значения и он будет сначала распалять сам себя, увещевая, убеждая, и бушуя, может даже прийти в ярость, но он неспособен слишком долго поддерживать свое недовольство.

Еще одна область, где сталкиваются интересы Юпитера и Сатурна, - измерение времени. Традиционо управителем времени считается Сатурн, однако его сфера ограничена следующими аспектами: сохранение сложившецся ситуации, особенно когда произошли еще не все события, обусловленные нашим прошлым (карма) и намоминание, что продолжительность нашей жизни ограничена. Сатурн - консерватор и подчеркивает важность обучения на собственных тяжелых уроках и движения в направлениях, уже доказавших свою эффективность. Это старик, глядящий в прошлое, и подозрительный к нововведениям.

Юпитер ассоциируется с даром пророчества, который Зевс приобрел, проглотив Метиса, и его сфера - мир возможностей, которые всегда находятся в будущем, как только из возможностей они становяться реальностью, то сразу переходят под управление Сатурна. Hо он также имеет лицо, обращенное а прошлое. Как правило, в середине жизни он отражает опыт человека, но определенного сорта, отличного от сатурнианского. Участие Юпитера заключается в полноте опыта, широте кругозора, накапливающегося со временем. К середине жизни мы имеем немало вех, поворотных точек, по которым можем ориентироваться. Мы всегда можем обратиться к нашему прошлому опыту, чтобы прояснить создавшуюся ситуацию или найти утешение и насладиться чувством, что мы прошли немалый путь. Алан Лео говорит по этому поводу: "Общий итог нашего прошлого, вероятно, указывается планетой Юпитер. Каждый индивидуум окружен аурой, границы которой прямо зависят от вибраций Юпитера. Мы расширяем, увеличиваем размеры, а также изменяем какчественные показатели ауры на протяжении каждой земной жизни и как в обьективных проявлениях физического мира, так и на небесах, в потусторонних мирах, эта аура - наша собственность и содержит всю нашу историю, результаты прошлой деятельности и возможности будущего..."26

Эмили Фокус27 также указывает, что благодаря браку на Мнемозине, Зевс приборел статус управителя памяти. Это не лунная память об уюте материнского лона, но интуитивное знание о нашем светлейшем, божественном первоисточнике, что мы приходим в эту жизнь, "спускаясь с небесного великолепия".

Как совместные управители времени, Юпитер и Сатурн, регулярно соединяясь, формировали исторические отрезки времени (до открытия других планет). Цикл Юпитера (около 12 лет) сопоставим с 12 месяцами, за которые Солнце проходит Зодиак, в то время как цикл Сатурна (по два с половиной года на прохождение каждого знака) соответствует движению Луны со скоростью 2,5 суток на знак. Эти соединения выравнивают баланс мужского и женского элементов в Зодиаке, ведь Сатурн, несмотря на мужское имя, относится к женскому элементу - земле.

...Как совместные управители времени, Юпитер и Сатурн, регулярно соединяясь, формировали исторические отрезки времени


Возвращаясь к взаимодействию принципов двух планет, необходимо отметить, что в жизни должно быть отведено место и мечтам и практичности, как убежден Святой Августин. Последнее без первого слишком безысходно и угнетающе, но немногие могут удовлетвориться только мечтами, или изменить мир одной только силой пусть и самой доброй мысли.

Как культивируемые Юпитером качества полезно уравновешивать сатурнианскими, так и сдерживающая и формообразующая сила Сатурна нуждается в юпитерианском ни на чем не обоснованном энтузиазме. И напоследок, Юпитер, как правило, любит лесть, Сатурн - нет.

ЮПИТЕР И МЕРКУРИЙ

Если рассматривать Землю состоящей из четырех основных первоэлементов (огонь, земля, воздух, вода), и, в качестве эксперимента, распространить эту аналогию на духовную сферу (интерпретируя натальную карту на психологическом уровне), то три качества - кардинальность, фиксированность и мутабельность - могут представлять последовательность начала, середины и конца или рождения, жизни и смерти. Такую трехступенчатую последовательность можно обнаружить в трех ипостасях богини Луны (девушка, мать, старуха), трех божествах Судьбы ( Клото, плетущая нить нашей жизни, Лачезис, взвешивающая ее на божественных весах, непреклонный Атропос, обрывающий ее) и в индийском триумвирате (Брама - созидатель, Вишну - сохраняющий и Шива - разрушитель.)

Подтверждение этой идеи мы встречаем у Эдварда Эдингера, рассуждающего о тройственном архетипе28 движения во времени и о его контрастности с тезисом, антитезисом и синтезом. Термин "общий" в смысле глобальный, основополагающий как альтернатива "мутабельности" в смысле непостоянства и переменчивости, указывает, что знаки, обьединяющие в себе качества кардинальности и фиксированности годны преобразовать квадроплицитет в двойственную модель.

Кардинальные знаки динамичны и приводят вещи в движение, их можно рассматривать в качестве мотивационных сил. Фиксированные знаки удеживают, сохраняют статус-кво, сопротивляются изменениям, подобно какой-либо устоявшейся позиции, давно сформировавшейся и не подлежащей дискутированию. Мутабельные знаки лекго вовлекаются в действие, распыляют, распределяют, распространяют энергию, накопленную в фиксированных знаках. Они неустойчивы, и двигаются, куда ветер дует, таким образом они всегда в движении. Если мы спроецируем качества крестов на жизненный путь человека, то мутабельная стадия будет соответствовать широкому, свободному, даже слегка безалаберному подходу к жизни, допускающему, что все ранее накопленное может быть перераспределено, пересмотрено и оставлено в прошлом. Мутабельные знаки могут быть рассмотрены в аспекте, который мы называем "ум, интеллект"29 (допуская, что это слишком общий и неточный термин, но это беда большинства астрологических понятий): Близнецы - концептуальный ум, Дева - практический ум или мысли, направленные на материальную сферу, Стрелец - исследовательский и мечтательный ум и Рыбы - эго-трансцендентный, медитативный ум. В целом, оба меркурианских знака понимают опыт в терминах отличительных черт и фактов, а юпитерианские - чаще гораздо более субьективны, с интуитивным восприятием, образным и символическим мышлением. Мне не нравится ярлык "высший ум", присвоенный Юпитеру некоторыми авторами, так как это оставляет Меркурию "низший ум" с оттенком установления отношений ценности (лучше-хуже). Каждая планета, несомненно, выполняет свою часть общей работы. Может быть показано однако, что Меркурий представляет более фундаментальные процессы. Меркурий завершает свое прохождение по всему Зодиаку в возрасте, когда нам чуть более одного года, в то время как аналогичный период Юпитера почти совпадает с достижением юношеского периода.

Соответственно, мы учимся говорить и владеть собственным телом прежде, чем оказываемся готовы к полету философской мысли и осваиванию отдаленных мест.

Меркурий, как управитель Близнецов, любит работать в двойственном стиле: "если это не так, значит - этак", производя логическое разветвление процесса. Он также представляет принцип обмена: "это на то". Дева из практических соображений отделяет овец от коз. Следующая выдержка, по-моему, хорошо характеризует разговор меркурианца: "Действительно, с "до некоторой степени" до "всегда" бывает необходимо и правильно для людей, в процессе мышления разделить большое дело на несколько меньших, так как это уменьшает проблемы до управляемых размеров, как доказательство: если в нашей практической технической работе мы пытаемся разобраться с несколькими проблемами одновременно, то оказываемся не в состоянии справиться ни с одной."30 Меркурий дает нам возможность уловить факты, соотнести их с уже имеющимися в нашем распоряжении и должным образом классифицировать. Таким образом разрастается древо знаний в наших головах. Hо с Меркурием без Юпитера мы можем легко потерять из виду целое.

Хорошим примером меркурианского процесса служит классификационная система Линнея, благодаря которой все виды животных и растений получи ли свое место в системе. И ничуть не удивительно, что у Линнея Солнце находится в Близнецах. Близнецы кажется наслаждаются упорядочением многосоставных систем и присвоением им названий. "Практическая техническая работа", упомянутая выше, это девья сторона того-же принципа. Hо этот аспект мышления, разделяющий и связывающий, выстраивающий логические цепочки, может оказаться пустым жонглированием, что хорошо известно любителям парадоксов и загадок. Таким образом можно доказать, что быстроногий Ахилл не способен обогнать черепаху. Меркурий способен увести нас в восхитительные небесные сады, он также знаток языка жестов и мастер дискуссий.

Юпитер, подобно верховному судье Зевсу, может быть плутоватым и изменять свои формы. В мутабельном кресте вообще ничто не остается стабильным: только что вы видели это, и вот уже ничего нет. Стрелец с вами сегодня и в пути назавтра, Рыбы постоянно меняют формы и оттенки. Hовый соуправитель Рыб, Hептун, представляет многочисленную армию постоянно меняющих свою форму морских божеств, таких как Hереиды, Протеусы, Метисы и Сетисы, но и Юпитер также может быть ненадежен, во всяком случае, ему очень далеко до звания надежной планеты.С одной стороны, он может просто обмануть, а с другой, допускает множество оплошностей по легкомыслию.

Юпитерианский подход к пониманию не аналитичен. Он ищет общие закономерности и цели процессов и склонен ледовать интуиции. Из-за ущербности Юпитера в меркурианских знаках, ему чуждо восприятие отдельных фактов. Если для Меркурия двжды два - четыре, или, время от времени, пять, то подход Юпитера к числам сходен с пифагорейским: он гораздо скорее обратится к философскому смыслу числа, чем к оному как к средству счета.

Юпитеру и его знакам не свойственна аккуратность и недостает точности, в чем преуспевают меркурианские знаки. Юпитерианские знаки могут быть небрежны, рассеяны, даже развязны, они часто не знают, когда необходимо остановиться и пренебрежительны и высокомерны с фактами.Юпитер выхватывает самые крупные, заметные стороны вещей, склонен к выхолощенным обобщениям и не любит тратить время на детали. В гораздо большей степени он заинтересован не в частностях, а в поиске общих принципов, лежащих в основе событий, и непосредственную проблему склонен помещать в достаточно широкую умозрительную конструкцию, будь она религиозной, философской или даже научной. Более скептический подход Меркурия он склонен замещать верой. Он сосредоточен на чем-то, находящемся за пределами текущей ситуации, и это что-то может быть весьма опьяняющим. Если Меркурий - повелитель перекрестков и ему бывает сложно принять решение в какую сторону поворачивать, то Юпитера привлекет возможность путешествий среди собственных умозаключеий и он всега держит ее про запас. Это планета пути извилистой тропою.

Меркурий часто считают управителем процесса мышления, но это не простое приравнивание. Если под мышлением мы подразумеваем процесс обработки идей и информации, то это действительно меркурианская функция. Однако, затем вступает Юпитер, как способность взглянуть за данность, умение, так сказать, думать умозрительно или творчески. Это непосредственно не является интеллектуальным процессом, но дает потрясающие результаты. Студент университета, который не в состоянии выйти за рамки того, что услышал от преподавателя, и изучать предметы самостоятельно, может иметь ученую степень, но реально находиться на уровне учащегося третьего класса общеобразовательной школы.

Этот аспект юпитерианской функции хорошо проиллюстрирован Дэвидом Хемблином в его эксперименте на группах студентов, опубликованном в Астрологическом журнале.31 Отобрав студентов с крупным телосложением и сгруппировав их по принципу положения Юпитера в одном знаке Зодиака, он попросил их подготовить и по возможности представить проект занятия на любую, интересующую их тему. Полученные результаты очень хорошо коррелировали с доминирующим Юпитером в определенном знаке. К сожалению, он не смог проэкспериментировать со всеми положениями Юпитера. Вот некоторые результаты. Конечно, лучшими были Юпитер-во-Льве и Юпитер-в-Близнецах. Первые устроили великолепное представление, продемонстрировав черты, прямо противоположные тем, что можно было ожидать от представителей академического слоя, и резко отличавшееся от остальных групп. Вторые оказались в своей стихии: они предложили в качестве темы для занятия исследовать - как изменились их взгляды относительно проблемы использования власти, могущества и силы после интенсивного обмена мнениями на эту тему. Группа Юпитер-в-Раке, вероятно из-за предпочтения держать свои мечты при себе, в тайне от других, оказалась наихудшей. Группа Юпитер-в-Весах использовала удобный случай для выяснения межличностных отношений, не особенно напрягаясь по-поводу полученного задания, в то время как в группе Юпитер-в-Скорпионе одни с жаром принялись обсуждать задание, другие же проявили малый интерес. Hесомненно, было бы правильнее, если бы в этих группах задание получили каждый индивидуально. Группа Юпитер-в-Стрельце представила нечто развлекательное, но слишком хаотичное, чтобы можно было назвать это действительно хорошим. Группа Юпитер-в-Деве не сделала задания, однако в группе имела место весьма содержательная дискуссия и они оправдали свою репутацию, раскритиковав выступления практически всех других групп, чем и доказали свой конструктивизм.

Мутабельные знаки, возможно за исключением Рыб, связывают не только с учащимися, но и с учителями. (Вероятно, Рыбы обучают более тонким вещам, или возможно "медитация" более подходящее здесь слово.) Распространение, разбрасывание зерен знания и понимания - аспект мутабельности, и как Меркурий, так и Юпитер проявляют себя в качестве учителя и гида, Меркурий информирует и создает связи, Юпитер вдохновляет студентов на поиски. Действительно, в традиции Хинди он известен как "гуру"32. С меркурианским учителем мы должны быть настороже, чтобы не оказаться сбитыми с толку "фактами", а с юпитерианским нас подстерегает опасность стать жертвой излишнего энтузиазма - легкое недоверие очень полезно. Я знаю нескольких людей, так увлеченных проповедями религиозных юпитерианских учителей, что они на удивление быстро уходили в монастыри, а после того, как учителя оставляли их, возмущались, как таких Земля носит и заводили разговор о необходимости сбросить свои мантии и разобраться с путаницей в головах.

В заключение главы о мутабельности, мне хотелось бы подчеркнуть, что Юпитер совершенно не случайно управляет только мутабельными знаками. Мы можем любить его, однако, он совсем не так постоянен, как наша любовь к нему. Подобно быстро возникающим и испаряющимся мечтам, не знающему покоя уму, учителям, вдохновляющим нас и покидающим, он всегда в движении.

Примечания:
  1. James Hillman: The Dream and Underworld, Harper&Row 1979.
  2. Robert Graves: The Greek Myths, Penguin, 1960, Vol.1, p.17. (First published 1955).
  3. See A.B. Cook: Zeus, Vol.I. Cambridge University Press, 1914.
  4. Michael Baigent's forthcoming book on Babelonian astrololgy should supply more information on this.
  5. For an accound of the naming of Pluto, see William Graves Hoyt: Plfnets X and Pluto, University of Aizona Press, 1980, pp.215ff.
  6. See Robert Graves: The Greek Myths, Vol. I, p.14.
  7. L.P.Wilkinson: Classical Attiudes to Modern Issues, William Kimber, 1979.
  8. Aeschylus: The Oresteian Trilogy, trans. PhilipVellacott, Penguin, 1959 (1956).
  9. Ptolemy: Tetrabiblos, trans. F.E.Robbins, Harvard University Press and Willian Heinemann (Loeb Ckassical Libraty), 1940, p.37.
  10. Bouche-Lecketcg:: L'Astrologie Grecque, Paris, 1899.
  11. Graves: The Greek Myths, Vol. I, p. 18.
  12. C. Kerenyi: Zeus ans Hera: Archetypal Image of Father, Husband and Wife, Princeton University Press, 1975, p. 9
  13. Ibid., pp.19-20
  14. Joseph Campbell: The Masks of God: Occidental Mythology, Viking Pess, 1964, Chapter 9.
  15. Jean Bottero: La Religion Babylonienne, Presses Universitaires de France, 1952, p.59
  16. Homer: Iliad, Book2.Penguin edn, trans.E.V.Rieu, 1950, p.43.
  17. Robert Graves: The White Goddess, Faber&faber, 1961, p.127
  18. C.Kerenyi: The Gods of the Greeks. Thames&Hudson, 1951, p/28.
  19. Erich Neumann: The Great Mother, Bollingen Series, Princeton University Press, 1972 edn,p.267.
  20. S.H.Langdon: Mythology of All Races, Vol.5: Semitic, Cooper Sguare, 1964, p.282.
  21. joseph Campbell, The Masks of God; Occidental Mythology, Souvenir Press, 1974, p.7
  22. Lngdon, op.. cit., p.102.
  23. Athena, born from Zeus's head, appears to have been a local version of the Grean Goddess, demoted by the spread of the patriarchal religion.. See A.b.Cook, Ztus Vol. III, cambridge University Press, 1940.
  24. C.Kerenyi: Zeus and Hera, Chapter VII.
  25. Esther Harding: The Way of All Women, Longmans, Green and Co., 1933, Chapter 2.
  26. Alan Leo: How to Judge a Nativity, Part I, republished as How to Judge a Nativity, "Astrology for All" Series, Fowler, London, 1969, pp.35-6
  27. In the lecture given at the Astrological Association Conference at Exeter University, September 1984.
  28. Edward Edinger: Ego and Archetype, Putnam, New York, 1972, Chapter 7.
  29. This is the idea of Zipporah Dobyns in Finding the Person in the Horoscope, T.I.A. Publications, 1973.
  30. David Bohm: Wholeness and the Implicate Order, Routledge&Kegan Paul, 1981 edn, p.2 (first pubd 1980).
  31. David Hamblin: "Jupiter in the Classroom", Astrological Journal, issued by the Astrological Association of Great Britain, Summer 1978 and Summer 1981.
  32. Chris Eger: "Swami Muktananda", Astrological Journal, autumn 1982.

Rambler's Top100 MAFIA's Top100